Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Какие книги читать?
Вот как бы ответили на этот вопрос известные исторические личности.
«Только истинно хорошие книги стоят того, чтобы их читали; питать свой ум многими книгами без всякого выбора – значит лишить его собственной силы полёта и даже совсем губить его». (Франческо Петрарка).
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». (Ф.М. Достоевский).
Так какие же книги читать?
И так ли уж важен этот выбор. Об этом в сегодняшней статье.
Методологически правильным начать с исторического ракурса.
Какие функции у чтения были в разные эпохи?
В этом нам поможет статья: Е. В. Белина «О развитии понятия „культура чтения“ в русской культуре и науке» в журнале «Человек и образование». № 3 (40) 2014 г.
Основные этапы развития культуры чтения
Проследим этапы развития культуры чтения.
Древняя Русь – чтение как культура общения с Божественным словом через душеспасительные книги.
Средние века, поздние (XV-XVI вв) – чтение становится более доступным и несет познавательную функцию.
С начала Петровских реформ до конца XVIII в — чтение как средство повышения уровня образования.
С XIX в чтение несет функцию самообразования.
Начало XX века, чтение приобретает прагматический характер – освоить накопленные веками знания. Душеразвивающее значение уходит на второй план.
Именно в этот период процессы поиска нужной книги и умение использовать книгу для самообразованию, описывает Н. Рубакин. Возникают такие понятия, как методы и приемы чтения.
50-е годы – рационализация чтения. В культуру чтения вносятся рациональное чтение, быстрочтение, библиографическая компетентность.
Период 80-е годы – XXI век . Информационное общество. Ценится умение работать с большими потоками информации, говорят об информационной культуре новых условий.
Любовь к книге, интерес к чтению, восприятие и понимание прочитанного – уже не так важны. Функции чтения — умение ориентироваться в море информации.
Происходит смешение подходов к чтению художественного текста и чтению, как к поиску информации. А ведь это разные стратегии чтения. Смещение идет в прагматическую область.
Таков вот процесс понятия "культура чтения" в исторической динамике, вкратце.
Отмечу лишь, что масштабность такого понятия как культура чтения, выше чем информационная культура, о которой говорят в последнее время.
Современная ситуация оценивается как системный кризис читательской культуры. И этот кризис подошел к критическому пределу — пренебрежению чтением. Это осознается и во всем мире ведется работа по поддержке чтения.
Но так или иначе люди все же читают. Иначе книготорговая отрасль не существовала бы. Магазинов правда становится меньше, но есть Интернет-ресурсы.
С безграмотностью покончено, дефицита книг уже нет. Но появилось большое число альтернативных способов проведения времени. И чтение – не самый привлекательный способ для большинства.
Но так ли важно просто читать, ради самого процесса чтения. Ведь во все времена чтение несло определенную функцию, о чем говорилось выше. Так какая же функция чтения сегодня? Как ее опишут историки будущего? Поживем-увидим. Пока же можно говорить о развлекательной функции, судя по ТОПовым спискам.
Традиция школьного чтения
Наше традиционное обучение в школе содержало и содержит обязательные списки для прочтения.
В школе, под руководством учителя, читают и изучают сложную классическую литературу.
Чем вызвана такая традиция ?
Вот как объясняет это автор книги «Практика чтения»: «стремлением привить молодому человеку читательскую культуру, научить его внимательному чтению. А это возможно только при обращении к сложной литературе».
Абелюк Е. С. «Практика чтения». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
Значит, чтобы повысить уровень читательской культуры, уровень культуры чтения нужно читать сложные книги?
Думаю, что именно так. Ведь согласитесь, чтение даже такой замечательной книги как „Мойдодыр“, К.И. Чуковского требует меньших навыков, чем требуется при чтении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
А культура чтения – это знания, умения, навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений. Это целый комплекс навыков в работе с книгой.
Культура чтения художественного текста
Культура чтения художественного текста — особое направление культуры чтения.
Если при чтении специальной литературы на первый план выступают организаторские навыки, то чтение художественной литературы – прозы, поэзии – требует ещё и полноценного эмоционального развития личности читателя и много других моментов, в том числе, умение наслаждаться стилем автора, самим процессом чтения.
Процесс такого чтения можно описать так: восприятие – понимание – интерпретация.
Не просто восприятие, а творческое восприятие, т.е. способность создавать образы. Новую реальность.
Текст — это пространство, созданное воображением автора. Читателю предстоит освоить (обжить) это мыслимое пространство.
А для того чтобы «обжить» его, нужно представить себе изображенное автором. «Без такой готовности — без того, что психологи называют воссоздающим воображением, — нет читателя».
Чтение, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.
Развивать воображение полезно, а чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.
Воссоздающее воображение, это большая тема, возможно я обращусь к ней чуть позже.
Кругозор и знания
Все предметы, описываемые автором, не случайно попали в произведение, это сделано осмысленно. Но мы можем много пропустить, просто из-за невнимательности, но не только из-за нее. Важен кругозор и знания.
«Чтобы замечать подробности, одного воображения недостаточно. Внимание и терпение — вот что также необходимо читателю. И знания…»
Как пример, описание событий в книге «Пять недель на воздушном шаре» Ж. Верна. Если не знаешь устройство воздушного шара, значит картина происходящего будет неполной.
А ограниченные знания мифологии, хотя бы греческой, оставят за кадром многие ссылки авторов на персонажи.
«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня». А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
Как понять, что описывал Пушкин, если не знать кто такая Диана, и что такое ланиты.
Чем шире кругозор, тем ярче воссоздающее воображение, тем полнее описываемое пространство.
Читательская лестница
Е.С. Абелюк, в своей книге, путь от читателя наивного к профессиональному описывает в виде лесенки.
«На первой ступеньке окажется неофит, едва поспевающий за сюжетом и не особенно озирающийся по сторонам. Его больше всего интересует судьба героя».
"...от чтения наивно-реалистический читатель получает истинное удовольствие, Хотя это удовольствие и не назовешь эстетическим».
Здесь важный момент. Человек от чтения получает удовольствие. Это верно. Но получить эстетическое удовольствие, — для этого еще нужно постараться.
Согласно словарю Ожегова, «эстетика» — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Таким образом, эстетическое наслаждение — это удовольствие, полученное от увиденной красоты.
Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие. В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д.
Любой ли человек может получить эстетическое удовольствие? Или все же нужны определенные знания, навыки, опыт. Думаю, что глубина эстетического удовольствия будет различаться в зависимости от культурного развития личности.
Оставляю тему эстетического удовольствия на обдумывание читателям. Возможно мы еще вернемся к ней позже.
На второй ступеньки лестницы читатель начинает замечать что-то еще кроме сюжета.
Например, он обнаруживает что читает «поверх» незнакомых слов, значение которых из контекста ему неясно, — читает и не понимает или не вполне понимает смысл. Обнаружив это, он приглядывается к таким «экзотическим» словам, которые вносят путаницу в целый абзац.
Например, экзистенциализм, инсайт, флустрация, аддикция, софистика и тд.
Но не только слова, но еще многое не ясно читателю. Почему автор сказал именно так, а не иначе. Например, «почему Бальзак начинает свою «Евгению Гранде» с описания домов, напоминающих ему «тление развалин»?
Над этими вопросами читатель, находящийся на второй ступеньке воображаемой лестницы, уже задумывается. Ему хочется размышлять над прочитанным и даже выделять в тексте те или иные элементы, находить и объяснять связи между ними.
Тот, кто прошел этот этап, преодолел третью ступеньку лестницы. Он научился «слышать» текст, различать нюансы. И авторский замысел видится в сочетании различных особенностей текста, а не только сюжета
Четвертая ступенька лестницы – это особый тип чтения, — профессиональный. Читатель, имеет широкий читательский кругозор, воспринимает произведение в историческом и культурном контексте, как это произведение перекликается с другими произведениями автора, с произведениями его современников. Ему интересно размышлять над тем, с какой целью все это появилось. Читатель может выступать в роли критика.
Описанные четыре ступени лестницы — это уровни читательской культуры. Ни один из этих уровней не существует в чистом виде — человек постоянно накапливает читательский опыт и поднимается выше.
Л. Толстой описал путь, который должен пройти читатель любой классической книги:
«Для того чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее все вполне понятное от непонятного и запутанного, из этого выделенного понятного составить себе понятие о смысле и духе всей книги, и тогда на основании вполне понятного выяснить для себя места, не вполне понятные и запутанные».
В заключении я скажу еще об одном важном моменте. Помимо получения эстетического удовольствия, важно чтобы научиться получать и интеллектуальное удовольствие от чтения.
Если читать по-настоящему вдумчиво, появляется шанс получить идеального читателя, который показывает готовность воспринимать незнакомый текст, развитую языковую интуицию, культуру логического мышления, историко-культурные знания.
К сожалению, чаще получаем штампы и упрощение текста. Для читателя все ясно, всему есть свое объяснение, сложных вопросов не остается. А они должны оставаться, тем более от первого прочтения.
Сейчас как-то стало модным на все иметь свое мнение, «это мое мнение — прошу его уважать». С этим никто не спорит, что у каждого есть особое мнение, но лучше все же чтобы были и знания, а не только мнение, непонятно на чем основанное.
Подвожу итог,
1. Для повышения уровня читательской культуры требуется чтение сложных книг, через которые читателю приходится с трудом пробираться.
2. От чтения возможно получение эстетического и интеллектуального удовольствия. И если эстетическое очевидно для всех, то на интеллектуальном я бы заострил внимание. О нем не так часто упоминается.
Воспринять сложное произведение, понять логику автора, учесть исторические значимые моменты, сопоставить с литературой современников, найти ответы и оставить часть вопросов на будущее. Думаю, что это достойные цели для движения в развитии культуры чтения.
Я жду Ваши вопросы и комментарии. Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.
С уважением, Медведев Николай.