Добрый день, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Тот кому не пришлось изучать литературоведение и кто не имеет филологического образования, скорее всего не знаком с некоторыми понятиями, которые свойственны художественному тексту.
Необходимо это или нет, сказать сложно, но эти знания дают возможность более глубоко проникнуть в произведение.
Не являясь экспертом в этом вопросе, я отсылаю заинтересованных к специальной литературе. Приведу лишь начальные сведения, чтобы пробудить интерес.
*****
Объект речи — то, что изображено в произведении и о чем рассказывается (люди, события…).
Субъект речи (носитель речи) — тот, кто изображает и описывает что-либо. Кто собственно рассказывает нам со страниц произведения о происходящих событиях.
Когда мы пытаемся пересказать содержание, то как правило обращаемся к объекту речи, т.е. к описательной части произведение.
Субъект речи, остается за кадром. Мы даже не задумываемся, чтобы выяснить – а кто же нам рассказывает сей сюжет ? Считаем, что описание идет само по себе.
Но оказывается в произведении есть и субъект речи или носитель речи. И проявляет он себя в разных точках зрения:
1. Физическая точка зрения.
Положение, которое он занимает в пространстве. Близко или далеко от объекта речи. Например, описывая природный пейзаж, и давая крупный план, субъект находится как бы на холме, с которого наблюдает. Описывая лица, он приближается, видит детали, т.е. дает крупный план.
Мы этого не подмечаем в тексте, поскольку видим лишь само описание. Но субъект как бы руководит нашим перемещением в пространстве, приглашая следовать за ним. Этим создается движение, например описания площади – дома – лица.
Попробуйте при чтении обратить на это внимание. Думаю, вы получите интересный опыт, и произведение станет более запоминающимся.
2. Временная точка зрения – носитель речи занимает определенное положение во времени.
Время рассказывания – это время, с которого субъект речи дает описание.
Время действия — это время, совпадающее с описанием события.
Мы наблюдаем временную дистанцию между временем действия и временем рассказывания.
3. Идейно-эмоциональная точка зрения – это отношение субъекта речи к описываемому событию.
Проявляется в описании пейзажа и портрета.
Как пример, пейзажу придается унылый, тоскливый вид, соответственно это накладывает эмоциональную окраску и на происходящее.
В описании портрета также выражается позиция субъекта речи к герою. Если отвращение, то это проявляется в деталях описания.
Такой аналитический подход к чтению дает возможность большего внимания, лучшего запоминания и более глубокого понимания.
*****
Надеюсь, что эта информация была полезной и вы при чтении очередной книги обратите внимание — кто же этот субъект речи, от лица которого ведется повествование.
С уважением, Медведев Николай.
Спасибо, Николай за интересную статью и совершенно неизвестные мне факторы чтения книги. Буду пробовать и наблюдать за результатом.
Николай, очень прекрасная статья!
Действительно, поймал себя на мысли, что очень редко задумывался над этим. ))
Уже мысленно потираю ручки, предвосхищая как буду пристально следить за субъектом речи, читая в очередной раз что-нибудь художественное. )))
Благодарю за статью!
Спасибо, Егор!