CqQRcNeHAv

Добавим новый ракурс в чтение

Добрый день, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Тот кому не пришлось изучать литературоведение и кто не имеет филологического образования, скорее всего не знаком с некоторыми понятиями, которые свойственны художественному тексту.

Необходимо это или нет, сказать сложно, но эти знания дают возможность более глубоко проникнуть в произведение.

Не являясь экспертом в этом вопросе, я отсылаю заинтересованных к специальной литературе. Приведу лишь начальные сведения, чтобы пробудить интерес.

*****

Объект речи — то, что изображено в произведении и о чем рассказывается (люди, события…).

Субъект речи (носитель речи) — тот, кто изображает и описывает что-либо. Кто собственно рассказывает нам со страниц произведения о происходящих событиях.

Когда мы пытаемся пересказать содержание, то как правило обращаемся к объекту речи, т.е. к описательной части произведение.

рассказчик

 

Субъект речи, остается за кадром. Мы даже не задумываемся, чтобы выяснить – а кто же нам рассказывает сей сюжет ? Считаем, что описание идет само по себе.

Но оказывается в произведении есть и субъект речи или носитель речи. И проявляет он себя в разных точках зрения:

 

1. Физическая точка зрения.

Положение, которое он занимает в пространстве. Близко или далеко от объекта речи. Например, описывая природный пейзаж, и давая крупный план, субъект находится как бы на холме, с которого наблюдает. Описывая лица, он приближается, видит детали, т.е. дает крупный план.

Мы этого не подмечаем в тексте, поскольку видим лишь само описание. Но субъект как бы руководит нашим перемещением в пространстве, приглашая следовать за ним. Этим создается движение, например описания площади – дома – лица.

Попробуйте при чтении обратить на это внимание. Думаю, вы получите интересный опыт, и произведение станет более запоминающимся.

 

2. Временная точка зрения – носитель речи занимает определенное положение во времени.

Время рассказывания – это время, с которого субъект речи дает описание.

Время действия — это время, совпадающее с описанием события.

Мы наблюдаем временную дистанцию между временем действия и временем рассказывания.

 

3. Идейно-эмоциональная точка зрения – это отношение субъекта речи к описываемому событию.

Проявляется в описании пейзажа и портрета.

Как пример, пейзажу придается унылый, тоскливый вид, соответственно это накладывает эмоциональную окраску и на происходящее.

В описании портрета также выражается позиция субъекта речи к герою. Если отвращение, то это проявляется в деталях описания.

Такой аналитический подход к чтению дает возможность большего внимания, лучшего запоминания и более глубокого понимания.

*****

Надеюсь, что эта информация была полезной  и вы при чтении очередной книги обратите внимание — кто же этот субъект речи, от лица которого ведется повествование.

С уважением, Медведев Николай.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “Добавим новый ракурс в чтение”

  1. Константин:

    Спасибо, Николай за интересную статью и совершенно неизвестные мне факторы чтения книги. Буду пробовать и наблюдать за результатом.

  2. Егор:

    Николай, очень прекрасная статья!

    Действительно, поймал себя на мысли, что очень редко задумывался над этим. ))

    Уже мысленно потираю ручки, предвосхищая как буду пристально следить за субъектом речи, читая в очередной раз что-нибудь художественное. )))

    Благодарю за статью!