
Тысячи книг дожидаются своей очереди быть прочитанными. Книги в печатном виде на книжной полке, книги в Ридере, книги в электронных папках.
Кроме книг – информация на новостных сайтах, в социальных сетях, на блогах и в подписках, в скачанных курсах и пособиях.
Все это ждет своего часа. Как упорядочить весь этот нарастающий вал информации. Как Хаос превратить в Порядок. И как сделать выбор — с чего начать, что исключить, что отложить на будущее. Нужен какой-то подход. Рассмотрим следующий подход к систематизации чтения.
Хочу — Надо — Могу
Хочу – читаю то, что мне нравится, то, что хочу прочесть, то что доставляет удовольствие.
Надо – надо повышать квалификацию и знания, надо прочитать, то что рекомендовали другие, надо потому — что надо.
Могу – могу прочитать небольшой текст, на длинный не хватает терпения. Не могу читать сложные тексты, а надо. Могу понять содержание популярной литературы, научную, философскую, специальную – не могу понять.
Как читать не только то, что хочу, но и то что надо ?
И как сделать так, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями ?
Хочу — не Хочу
Делаю то, что хочу, читаю то, что хочу, ведь я свободная личность.
Но это детский подход: хочу-не хочу. Ведь если задуматься то, все то, что мы делаем – делаем в большей степени под влиянием чужого мнения. И где здесь свобода личности ? Это лишь иллюзия свободы.
Надо
Надо тоже возникает от чьего-то хочу. Преподаватель читает лекцию, дает список литературы – возникает — Надо.
На работе надо читать кучу специальной литературы – это тоже не ваше Надо. Это Надо — лишь способ достижения каких-то целей.
Хорошо когда человек Хочет то, что Надо. Это уже позиция взрослого человека.
Человек хочет прочесть подобранный список литературы, он видит как это необходимо для повышения его профессионализма или личностного роста. Но это уже его Надо, которое проистекает из внутреннего желания (Хочу).
Примитивные хочу – рождают примитивные надо. Хочу развлечений, надо всего –то лечь на диван и взять пульт от телевизора или взять в руки детективчик.
Но большие Хочу требуют и больших Надо. И не всегда в вашем распоряжении на эти Надо есть адекватные Могу.
Могу
Перерабатывать информацию одного уровня сложности – это лишь способ расширить уже имеющиеся знания. Новые знания, навыки можно получить из информации другого уровня, а это как правило,более сложная информация. И требует она соответствующих навыков. Навыков скорочтения, поиска и обработки нужной информации, навыков понимания, запоминания информации.
Этому можно и нужно учиться, иначе Ваше Хочу не сможет реализоваться через необходимые Надо. Как тут не вспомнить совет Б. Шефера о том какая книга должна быть прочитана первой.
Какой вывод можно сделать из сказанного:
Реализация ваших желаний начинается с определения ваших Хочу. Чем более глобальные Хочу, тем более серьезные способы их достижения, т.е. Надо. Чем более сложные Надо, тем требуются более развитые навыки (Могу), в том числе и читательские.
Как пример: карьерный рост (Хочу) требует высоких профессиональных качеств (Надо), к числу которых относится системное мышление. Развитию системного мышления способствует изучение специальной литературы. Чтение такой литературы требует определенных читательских навыков (Могу).
И отсутствие этого Могу является ограничением в реализации ваших желаний (Хочу). Запутано ? Или суть понятна, напишите, пожалуйста, в комментариях, пообсуждаем.
Сложновато. Может, упростить, чтобы было понятней? 🙂
[…] Если цели сведутся только к получению удовольствия от чтения, то вспомним то, о чем я писал в статье: Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. […]
Добрый день. Интересная статья, спасибо.
Задумался. Я не совсем разделяю точку зрения, что Хочу-не хочу — это детский подход. Если взять транзактный анализ Берна, то в человеке всегда есть три «личности» — ребенок, родитель и взрослый. Поэтому «детские» черты выражающиеся в простом «хочу-не хочу» имеют место быть, почему бы и нет. И никто не обязан объяснять, почему он не хочет делать что-то, это его личное дело. У каждого свое видение взролости, и как правило оно шаблонное, навязанное фантомным «общественным мнением» (мнением, которое никто не спрашивал))) Проблема даже не в этом. Дело в том, что если у человека есть Своя цель, пусть она даже кем-то привнесена, но у него есть внутреннее ОЩУЩЕНИЕ, что это цель его, то отпадает надобность в размышлении, а надо ли оно мне, а могу ли я и т.д. Если вас что-то увлекает, то вы ПРОСТО ДЕЛАЕТЕ и не спрашиваете себя, надо ли оно мне или нет, это и так понятно))). Из делания произрастают навыки, с повышением навыков, появляется бессознательная компетенция и возрастает уровень мастерства. То есть отправной точкой является интерес, любознательность и желание достичь. Но повторяюсь, что должно быть ощущение, что цель ваша.
Спасибо Андрей за комментарий.
Вы правы — должна быть цель.
Но цель можно искать всю жизнь. Что собственно чаще всего и происходит. Человеку за тридцать, а он все в поисках себя и чем бы заняться.
Искать можно смысл жизнь, на это действительно может уйти вся жизнь. И это нормально.
Взрослому человеку чаще приходится решать задачи, мало связанные со Своей целью. Ведь он потому и взрослый, что несет ответственность за тех кто рядом.
Отсюда возникает много — Надо, чего не хочется делать.