В одном из своих комментариев к статье «Литературные путешествия. Врачебная тема», я поймал себя на том, что с трудом вспомнил имя героя романа Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Правда, немного напрягшись, все же вспомнил, что имя врача-хирурга было Томаш.
Вспомнил также, что в «Триумфальной арке» Ремарка имя главного героя, хирурга — Равик.
Но так ли важно запоминать имена героев ?
Столько имен проходит в сериалах, книгах, в реальной жизни. Всех и не упомнишь.
Но что это — наша невнимательность ? Или плохая память ? Или — так и должно быть, не важно всех помнить.
Я думаю, что скорее всего, все дело в нашем отношении к имени. Телесериал смотрим — для отдыха, — зачем запоминать имена героев. Читаем, чтобы развлечься, — прочитал и забыл. И это нормально, если говорить о среднестатистическом человеке.
Но такое безразличие к запоминанию действующих лиц не проходит бесследно для нашей памяти. И вот мы уже важные имена — не запоминаем. У нас нет такой установки — запомнить все имена. И наш мозг путает важное и неважное, все мешая в одну кучу — считая, что раз не обязательно помнить это имя, то и неважно запоминать другое.
Но приходит время и нам крайне важно запомнить имя человека. Например, при знакомстве. Еще сложнее запомнить несколько человек, которых вам представили.
Было такое, не правда ли ?
Через минуту с ужасом пытаешься вспомнить, как зовут собеседника, но, увы, — имя напрочь вылетело из головы.
Или ситуация, когда встречаешься с кем-то во второй раз, а имени никак не можешь вспомнить.
Думаешь, видимо плохая память, — соглашаешься с этим и даешь себе слово — впредь быть более внимательным.
Но, дело не только в памяти и внимании, а как я уже говорил выше, в нашем отношении к запоминанию имени. Мы привыкаем к тому, что запоминать героев книги неважно, и эта привычка становится прочной.
Но если бы мы более внимательно относились к имени, то наша природная память сама бы выделяла звучание имени, как важное явление.
Имя в поэзии
Неспроста имени посвящено столько стихов, например:
«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом…»
Это стихи А.С. Пушкина, написанные в 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом свое имя.
А вот как лирически пишет Федерико Гарсиа Лорка:
«Я твое повторяю имя
по ночам во тьме молчаливой,
когда собираются звезды
к лунному водопою
и смутные листья дремлют,
свесившись над тропою.
И кажусь я себе в эту пору
пустотою из звуков и боли,
обезумевшими часами,
что о прошлом поют поневоле…»
Тайна имени
Существует огромное количество техник на запоминание имени. Если вам будет интересно, я могу о них рассказать отдельно. Все эти мнемотехнические способы безусловно помогают в запоминании. Но я собственно о другом.
Имя — это часть человека, составляющая его индивидуальности.
«Как корабль назовешь, таким и будет плавание» — неспроста возникла такая поговорка.
Еще с древних времен известно влияние имени на характер, и даже судьбу его обладателя. Где-то на подсознательном уровне начинает формироваться Я человека, определяемое характеристиками имени.
Звучание имени — это определенные ритмы.
Имя — это носитель национальной культуры и отражает ее особенности.
Имя имеет исторические корни. Имена ассоциируется с именами Великих, и также накладывает свой отпечаток на личность.
Имя — это как бы ключ к человеческой душе.
Я думаю, что привел достаточно факторов, которые могут инициировать ваш интерес к имени человека. И возможно отношение к запоминанию имени поменяется. Если мы будем больше интереса проявлять к имени человека, то легче будет его запоминать.
Техники запоминания
А теперь сравните сказанное с тем, что обычно предлагается в качестве техники запоминания имени:
1. Внимание при самом факте знакомства. Это важно, часто внимание отвлекается именно в этот момент.
2. Произнести имя после представления. «Очень приятно, Александр».
3. Упомянуть имя за время разговора, не менее 3-х раз.
4. Повторить в течение ближайшего часа. Наша память забывает до 60 % информации в первый час.
5. Связать имя с каким-либо образом, вызвать подходящую ассоциацию.
И так далее.
На мой взгляд, слишком механистично, хотя и практично. Но все же Имя стОит большего к себе внимания.
Больше творчества
Почему бы не проявить более творческого отношения. Например, каждое имя имеет этимологический смысл и уже это создает нужные ассоциации на его основе.
- Александр. Имя происходит от греческого «мужественный защитник». Создает образ защитника или шлем, доспехи.
— Сергей, от римского имени Сергиус — высокий, высокочтимый. Представляем себе человека стоящего на пьедестале.
— Светлана. Имя славянского происхождения, означает «светлая», «несущая свет». Представляем Светлану с факелом в руке.
По моему, процесс запоминания здесь более органичен. Одновременно развиваются и наши познания в Тайнах имени.
Проявляя интерес к имени, ваши способности запоминать существенно повысятся, причем естественным путем. А в сочетании с мнемотехникой дадут отличный результат запоминания имен.
Мнемотехника — это полезная вещь, но искренний интерес к имени, это еще и ваше развитие, поскольку узнавая об имени больше информации, вы соприкасаетесь с историей, тайной.
И вполне вероятно имя человека вам расскажет намного больше о нем самом, если эти знания вы будете развивать, проявляя интерес и достойное внимание к Тайне Имени.
О, запоминание имен — это моя большая проблема 🙂 Имена героев художественных произведений мне и не нужны в жизни (хотя помнить их было бы здорово), но вот имена реальных людей, имена авторов книг, картин, музыкальных произведений... Хорошо запоминаю только имена тех людей, с которыми постоянно общаюсь. Иногда бывает, что у нового знакомого имя такое же, как у кого-то из давних друзей или близких, и тогда я запоминаю, что вот у этого человека имя такое же, как у «Васи» (условно). И именно в такой форме и буду помнить — привязать имя «Вася» к новому человеку без «посредника» не получается.
Интересная идея — создавать ассоциации со значением самого имени. Нужно попробовать.
Да, ассоциации работают.
Что касается имен авторов книг, музыкальных произведений и тд — то в отличии от необходимости запоминания имени, в момент представления человека (когда мало времени), запоминать имена авторов можно уделив чуть больше времени.
Ведь мы не запоминаем эти имена в основном по причине, что они проходят вскольз нашего внимания. Прочитал — забыл.
Но если вспомнить, те имена и фамилии актеров, писателей и музыкантов которых мы помним, то я не думаю, что при их запоминании мы использовали какие-то мнемотехники. Попробуйте для примера вспомнить подобные имена.
Запоминать лучше так: читаем — внимание на имени и фамилии, проговариваем. При следующем прочтении - опять вспоминаем имя и фамилию — что же я сейчас буду читать, а — Сергея Довлатова. Закончили читать — рассказали — я вот читал Сергея Довлатова и тд. Таким образом эта связка- имя -фамилия хорошо запоминается. Аналогично по музыкантам, актерам — называем имя и фамилию при любом подходящем случае.