Здравствуйте уважаемые читатели !
В первой статье после Нового года я затрону тему Понимания прочитанного. Думаю многим будет интересно.
Французский ученый Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений».
Дадим и мы определение термина Понимание.
Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)
Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо.
Понимание направлено не на сам текст, а на его смысл, его идеи. Текст – это лишь посредник между автором и читателем. Это набор символов.
Автор же вкладывает смысл в процессе создания текста. Читатель этот смысл воспроизводит в процессе чтения и укладывает этот смысл в новые порождаемые этим смыслом тексты.
Как проверить восприятие идеи, заложенной в тексте ?
Воспроизвести эту идею во вновь созданном тексте, например, пересказать. Это будет демонстрировать тот или иной уровень понимания.
Семь уровней понимания
Выделяют семь уровней понимания.
Первый уровень понимания:
Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст, можно мысленно, чтобы убедиться, что текст понят.
Второй уровень понимания:
Пример – учебный текст и требование пересказа.
Критерий понимания – способность выделить смысловую структуру и передать ее в пересказе. Ответить на вопросы. Но при этом — ответы на контрольные вопросы – это выявленный учителем смысл и проверка ученика. Т.е. уже кто-то выделил смысл (учитель) и ученику достаточно лишь подтвердить.
Квалифицированный читатель сам формулирует вопросы и это является частью порождаемых новых текстов.
Третий уровень понимания:
Выделение ключевых моментов или конспективная запись выявленных в тексте фактов.
Первый, второй и третий уровни понимания опираются на формально выделенную структуру текста и содержат ее описание.
Это называют — Инструктивная прагматика. Для текстов, описывающих заранее известные факты действительности и не предполагающая появления новых смыслов, отличных от заложенных в тексте.
Тексты с инструктивной прагматикой несут информацию об однозначно интерпретируемых данных или являются четкой инструкцией.
Пример такого текста — описание того, как найти квартиру знакомого, типовая сводка данных, приказание, ритуальная формула и т. п.
Четвертый уровень понимания:
С этого уровня начинает проявляться Креативная прагматика, когда понимание требует творческого воссоздания смысла.
Задача понимания заставляет обращаться к собственной творческой способности, к воображению и фантазии.
Это как правило относится к художественным текстам, понимание которых есть не только выявление структуры.
Пятый уровень понимания:
Относится к текстам, имеющим большое количество комментирующих текстов о верном раскрытии заложенного автором смысла.
Этот уровень включает помимо изучения базового текста, также изучение комментирующих текстов и выбор приемлемой интерпретации.
Шестой уровень понимания:
Применим к высшим образцам художественных текстов. Когда комментарии в принципе различаются.
Например: как понять в романе Сервантеса «Дон Кихот» борьбу с ветряными мельницами – как безумие или проявление рыцарской доблести.
Только наличие дополнительных комментариев создает понимание, расширяя собственные границы мировосприятия. Иначе можно зациклиться в одном понимании, ограниченном собственной картиной мира.
Седьмой уровень понимания:
Когда все порождаемые тексты не дают адекватного понимания. Понимание заключается в Постижении. Как пример — Евангелие.
Креативная прагматика — эта ситуация требует подключиться творческим способностям читателя.
Для понимания смысла требуется не столько осмыслить и воспроизвести смысл прочитанного, сколько создать новый текст, который бы свидетельствовал о возникновении понимания.
Исходный текст рождает новые тексты, новые интерпретации. Чем больше новых смыслов рождается, тем значительнее произведение.
*****
Интересно будет провести небольшое исследование вместе с Вами, уважаемые читатели.
Давайте прочитаем одно художественное произведение и попробуем изложить смысл, заложенный автором. Кратко, как поняли. Думаю, что трактовок будет очень много.
Предлагаю в качестве такого небольшого произведения – рассказ А.П. Чехова «Ионыч».
Найти рассказ несложно в Интернете. На прочтение уйдет немного времени.
Жду Ваших интерпретаций и новых смыслов, увиденных в рассказе. Пишите в комментариях.
«Ионыч» — «очень своевременная книга», кавычки обозначают заимствование выражения известного лица, но цитата закономерна: интеллигент Дмитрий Ионыч превратился в персонаж с неуважительным (для определённой группы людей) неполным именем. Другим же врач представляется богом. Все удовольствия в жизни Ионыча жалки (опять же не для всех) благосостояние: пересчёт денежных знаков,еда в ресторане и труд, преумножающий благосостояние человека одинокого,утратившего интерес к глубокой жизни. Автор его не судит, нам, читателям, это понятно. Но скучно мы живём, если поклоняемся золотому тельцу, не делая выводов из древних книг. Увы, и теперь для многих «врачей» больные- только средство материального благополучия. А.П.Чехов подметил тип, который переживёт и 21 век. Бесспорный талант писателя!
Спасибо, Светлана за Ваш отклик.
Интересно что думают другие читатели.
[…] предыдущей статье говорилось о том, что смысл, заложенный автором и […]
[…] своей статье «Что означает Понять прочитанное?» я приводил семь уровней […]
[…] Это будет первый уровень понимания, согласно 7-уровневой модели понимания в моей статье здесь. […]
Начиная комментарий с трактовки слова «Понимание», данного интернетовской «Википедией», в очередной раз убеждаюсь, что интернету верить нельзя. «Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)». По трактовке Википедии, верным восприятием или интерпретацией может считаться только то, что принято в определенном кругу. Это похоже на истину в первой инстанции, которую потребителям интернета транслируют хозяева Википедии, для чего она и была ими создана без сомненья, а под определенным кругом надо понимать как раз этих самых хозяевов.
Касаясь отзыва Светланы, хочу заметить, что надежда на 21 век, которая основывается на вере в то, что с развитием цивилизации и улучшением условий жизни, люди становятся цивилизованнее и гуманнее, к сожалению, не подтверждается ходом истории. Люди не становятся умнее, мудрее и лучше, чем тысячи лет назад.
Что же «Ионыча», то, по-моему, все сказано одной мыслью Ионыча: «...если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И главное то, что нет ни движения вперед, ни стремления к этому движению, без чего никакое развитие и саморазвитие невозможно. И это также подтверждает то, что количество веков и тысячелетий, прожитых человечеством не влияет на качество человеческой жизни. Это не то количество, которое по закону диалектического материализма может перейти в качество. Хотя, конечно, нам бы этого хотелось — без всяких усилий стать лучше, умнее, мудркк. Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень. Как говорится, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Кроме темы развития, а, точнее, его отсутствия у людей этого города, есть также тема счастья, предназначения, т.е. того, что может составлять основу жизни человека и вызывать в нем целеполагание и мотивацию к действиям. И оно, как опять же, правильно подмечено в рассказе классиком, бывает двух видов: счастье для себя или счастье ложного эго, и счастье для других или счастье истинного эго. И, если первый вид счастья присутствует в рассказе, то второй и более продвинутый вид счастья дан только намеком и существует только потенциально в словах Екатерины. Тем не менее, подсознательно она понимает его правильно, но вот реализовать этот потенциал у нее не хватает сил и желания.
Также я вижу тему двойственности или иллюзии и фальши.Я бы назвал это характерной чертой нашей цивилизации — повсеместный обман, фальшивость наших понятий, истин, верований, взглядов. Это касается абсолютно всего. Здесь же в рассказе это проявляется в том, что, вроде бы Ионыч помогает людям и делает хорошее дело — лечит людей, но на самом деле для него это — барыши, которые он подсчитывает вечерами. Так же и для Кати с ее мамой и папой — вроде бы они тоже стараются для людей, чтобы людям было приятно с ними, но на самом деле они только тешат свое самолюбие тем, что они могут то,чего не могут другие, а следовательно, они талантливы. И это даже особо подчеркнуто гениальным автором в словах хозяйки дома, когда ее спрашивают, почему бы ей не издавать ее книги, а она отвечает, что у них довольно достатка. Т.е. издавать книги для того, чтобы их читали другие и получали от этого удовольствие у нее даже и в мыслях нет. А ради денег печатать ее книги ей нет смысла, денег ей и так хватает.
Пишу этот комментарий сейчас, не ко времени выхода данной статьи, т.к., честно говоря, она прошла мимо меня и только из последней статьи «Как читать художественное произведение?» я увидел ссылку на эту статью, которая быда раньше.
Спасибо, Константин!
Ваш комментарий можно рассматривать как вариант глубокого понимания художественного произведения.
Ведь понимание можно ограничить только пересказом сюжета, а можно несколько абстрагироваться от сюжета и увидеть что же стоит за поступками людей. Задать себе вопросы- почему произошло это изменение главного героя. В конечном итоге — это должно повлиять и на собственное развитие и характер и поведение и мировоззрение. В этом сила искусства. Отсюда и высокие требования к выбору читаемых книг.
Внешняя среда поглотила Ионыча, как бы он не старался победить в этом конфликте (а старался он очень робко, про себя). Возможно вместе с Екатериной они и смогли бы выбраться из этой трясины. Но получилось то, что получилось, и рассказ заставляет задуматься — почему.
И здесь я процитирую Вас «Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень».
Полностью с этим согласен, о чем и хотел поговорить с читателями в своей статье — Образованный человек -это кто? tehread.ru/obrazovannyiy- ...vek-eto-kto.html
Именно духовное начало определяет — что движет человеком. Нравственные законы могут лишь сдерживать человека от проявления своих страстей.
СПАСИБО, НИКОЛАЙ! Очень приятно, интересно и познавательно все, о чем вы пишите. И, что также немаловажно, — все, что вы пишите, легко читается.
[…] Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания. […]
[…] Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное ? […]
[…] Постепенно читатель приближается к четвертому, пятому, шестому уровню понимания. Об уровнях здесь. […]