CqQRcNeHAv

Чтение в учебном процессе

 

 

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Продолжаем тему — цели при чтении. В этой статье речь пойдет об учебе.

Учебники, дополнительная литература и прочие источники информации с которыми сталкивается студент.

 

В процессе учебы кроме понимания материала, важно – запоминать нужную информацию.

Вопрос – что запоминать?

Наверное, то, что спросят. Поэтому надо знать или хотя бы предполагать – какого рода вопросы могут задать.

Лучше конечно узнать у преподавателя, но это не всегда возможно, поэтому придется догадываться. По предыдущему опыту или выдвигая собственные предположения.

*****

Но почему-то все стремятся научиться только техникам запоминания, как будто, то, что придется запоминать – это настолько очевидно, что не стоит и внимания.

Но все же повторю, более важным является – что запоминать.

запоминание

Остановитесь на этом месте, подумайте. Это важно.

Запомнить все из текста сложно, это уже ближе к зубрежке. Что же можно выделить в тексте для запоминания.

Варианты: термины, концепции, идеи, подробности, факты ….

В предыдущей статье, я описывал уровни извлечения информации. Нужно решить будет ли достаточно для запоминания только общей идеи или требуются подробности по каждому разделу, абзацу.

 

Лучше план плохой, чем никакой

Самый плохой план лучше самой хорошей импровизации (американская пословица).

Лучше иметь хоть какой-то подход, чем действовать наудачу.

Предположите насколько подробно нужно изучить материал? Какой информации будет достаточно.

Допустим, вы решите, что достаточно двух единиц информации на каждый подраздел. Под подразделом будем понимать то, как вы поделили текст на части (это может быть абзац, несколько абзацев, глава и тд).

Под единицей информацией будем понимать основные мысли подраздела. Чем больше единиц информации, тем больше подробностей необходимо запомнить.

 

Рисуем схему запоминания

По количеству единиц информации – делает ответвления.

схема запоминания

На каждой перекладинке пишем единицу информации, которую нужно запомнить. На наклонной линии – название подраздела.

Так более наглядно и понятно, сколько подразделов и сколько единиц информации нужно запомнить в каждом.

В процессе обучения, я бы сделал акцент именно на схеме запоминания, которую нужно обязательно нарисовать. Это, пожалуй, самое важное.

Как искать нужную информации – это уже другая тема, этому тоже нужно учиться и метод просмотрового чтения – это первое что нужно освоить. Об этом я уже писал ранее.

Потребуется и умение выделять ключевые слова и главные мысли – это не менее важный навык, чем способность запоминать.

Итак:
1. Просматриваем текст.

2. Разбиваем текст на подразделы.

3. Определяем сколько единиц информации нужно запомнить в каждом подразделе.

4. Рисуем схему запоминания и заполняем ее.

Возможно, кому-то будет интересно узнать о других способах визуализации информации об этом я писал здесь 

Добавлю, что чтение без карандаша в руке – пустая трата времени, особенно при обучении. Рисуя структуру вы как бы участвуете в создании собственного материала, понятного именно вам.

*****

Три важных понятия, которые необходимо усвоить из ранее сказанного:

вопросы

1. Уровни извлечения информации.

2. Единицы информации.

3. Схема запоминания.

Овладев этими инструментами, вы придадите информации структурированный вид. А структуру всегда легче понять и запомнить, чем сплошной текст.

Подумайте, над этим.

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Чтение в учебном процессе”

  1. Евгений:

    Спасибо!Интересно!