CqQRcNeHAv

Чтение и лимбический мозг

 

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Первым этапом чтения нехудожественной литературы является – просмотр текста. Я уже неоднократно писал об этом на страницах блога.

 

Вроде бы ясно зачем это делается, — так легче охватить суть содержания, выделить блоки, подготовиться к более глубокой проработке информации. Предварительное ознакомление облегчает дальнейшее понимание и запоминание.

Но вопрос — почему это происходит?  И тут хорошо бы обратиться к теории.

«Нет ничего практичнее хорошей теории»

(кстати, авторство этого высказывания так и не определено. Оно приписывается Эйнштейну и Нильсу Бору, Ферми, Больцману, Кирхгофу. Все они действительно говорили нечто подобное, но содержание фразы могло несколько отличаться).

Действительно, хорошая теория помогает понять, почему происходит то, или иное событие.

Какая же теория поможет нам разобраться в нашем вопросе – почему первое просмотровое чтение облегчает дальнейший процесс восприятия текста.

Обратимся к теории Пола Маклина (Paul D. MacLean). Согласно этой теории, наш мозг можно разделить на три составляющие, возникновение которых связано с эволюцией мозга.

Самая древняя часть нашего мозга (в отношении эволюционного развития) – ретикулярный (рептильный) мозг. Этой областью мозга также обладают ящерицы, рыбы и черепахи. Поэтому он так и называется – рептильный.

Этот мозг оберегает нас тогда, когда нам нужны наши инстинкты. Если мы в состоянии стресса или чувствуем угрозу, то «убегаем» в этот участок мозга. Кровь из внешних участков перемещается в направлении ствола мозга. Мы не можем думать и воспринимать что-либо. Действуют инстинкты.

В процессе эволюционного развития возник лимбический мозг. Он также есть у обезьян, коров, дельфинов. Эта область отвечает за равновесие – психическое и физическое, т.е. за гомеостаз.

Возникшая последней область, называется неокортекс и ею обладает только человек. Эта часть головного мозга также называется большим мозгом.  Она отвечает за способность рассуждать, аргументировать, анализировать, синтезировать, обобщать и планировать.

Путь новой информации

Как новая информация обрабатывается в мозге?

Прежде чем новая информация достигнет неокортекса, она должна пройти через лимбический мозг. Лимбическая система как фильтр сравнивает эту новую информацию с уже имеющимся опытом.

Если сравнение положительное, т.е. подобная информация уже вызывала положительные эмоции, то информация проводится к большому мозгу для дальнейшей обработки.

 

Если же результат негативный, то лимбическая система блокирует информацию. Таким образом наша лимбическая система защищает нас от негативных чувств (сохраняет психологическое равновесие).

 

Если же сравнение нейтральное, то информация хотя и передается в неокортекс, но производит малое впечатление. А когда эмоциональный отклик невелик, то и откладывается она ненадолго.

Из хаоса рождается порядок

Любая новая информация вначале всегда представляет угрозу для лимбической системы. Все новое для нее – это хаос.
Но, тем не менее, обучаться надо, — что же делать? Как перетянуть лимбический мозг на свою сторону?

Нужно его убедить — что все нормально.  Лимбическая система чувствует себя уверенно, когда имеет ориентиры, упорядочение. Значит надо упорядочить хаос.

Именно первое прочтение текста, пробегание глазами – задает рамки, точки ориентации. Лимбический мозг теперь нам доверяет. Все размечено, имеются ориентиры — значит все нормально.

Вспомним, как мы собирали пазлы.


Ведь мы начинали не с первой попавшейся детали. Сначала мы видим общую картинку, затем заполняем угловые детали, затем края, затем простые места, затем сложные.

 

 

Так и чтение должно организовываться примерно таким же образом.

Сначала – общий обзор содержания, его структура. Структуру лучше изложить в структурной карте (или майн-мэп, карте памяти и других вариантах графического структурирования информации).

Это важно, поскольку лимбический мозг испытывает страх перед всем неструктурированным. И информация просто может не дойти до неокортекса для обработки.

Да, мы можем добиться увеличения скорости в 2-3 и более раз, но скорость еще не самое главное.  Если же мы научимся во время чтения схватывать структуру текста, то нам легче понимать и накапливать информацию.

А почему это происходит мы разобрали выше.

Надеюсь, теперь стало более понятным – зачем нам нужна теория, но самое главное — зачем нужно первое просмотровое чтение.

На всякий случай повторю: первое прочтение и структурирование информации необходимо, чтобы убедить лимбическую систему в отсутствии опасности. Все размечено, структурировано – можно пропускать информацию дальше, в неокортекс – для обработки.

*****

Про связь лимбической системы с обучением новому хорошо описано в книге Х. Грюнинг. «Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания». АСТ, 2011 г.

Если появились вопросы, пишите, пожалуйста в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.