CqQRcNeHAv

Еще раз к вопросу чтения художественной литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

В предыдущих статьях мы рассмотрели технологию чтения художественной литературы. Начало здесь.

Сегодня я хотел бы подвести небольшое Резюме.

 

 

 

Множество книг посвящено анализу художественных произведений. Но я бы выделил лишь трех авторов, которые освещают вопросы технологии чтения художественной литературы.

1. Мортимер Адлер. «Как читать Великие книги».
2. С.И. Поварнин. «Как читать книги».
3. Н.А. Рубакин. Например, Избранное в 2-х томах.

Безусловно, есть ряд современных авторов различных методик, но в большей степени они касаются вопросов рационального чтения, что ближе к чтению деловой литературы.

Названные мною авторы – обращают внимание не на то, как быстрее прочесть художественную книгу, а как проникнуть в ее содержание, в то, что хотел передать автор, в переживания героев, в сам смысл чтения.

Чтение художественной литературы Рубакин Н.А. рассматривает «как могущественное орудие для воспитания высших человеческих чувств, настроений и стремлений, чуткости и отзывчивости в области и личных и общественных отношений».

Художественные книги помогают в поиске ответов на вопросы - добиваться чего? идти куда? стремиться к чему?
А уже научные книги дают ответ на вопросы – добиваться как? идти как?

Безусловно, чтение художественной и научной литературы дополняет друг друга. Но вряд ли деловая книга может столь образно и ярко передать живого человека с его переживаниями, как это делает книга художественная.

У Рубакина: «… ведь чтобы человек лучше всего понимал и уважал человека и стремился к единению с людьми, необходимо, чтобы и в нем были именно эти переживания – переживания и чужого горя, и чужих радостей, и умение ценить их самих по себе, а значит — ценить и людей, их носителей».

Научная книга дает теорию и идею. Но любая идея приобретает ценность, когда входит в душу человека. Так вот вникая в душу героя художественного произведения, мы можем понять и оценить ту или иную идею и ее жизненность.

Именно это и помогает сделать художественная литература.

*****
Не хочу навязывать свое мнение, но все же при выборе книги для чтения – задайте себе вопрос – поможет ли эта книга в воспитании у меня возвышенных человеческих качеств. Или, она лишь удовлетворит мой праздный интерес.

Праздный — пустой, бесполезный, бесцельный, порождённый бездельем.

*****

Или у Вас, уважаемый читатель другое мнение. Напишите в комментариях.

Наиболее часто встречается такое отношение к книгам – для отдыха, для развлечения. Возможно, поэтому и пропускаются важные книги – для жизни, для Души.

С уважением, Медведев Николай.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Один комментарий к записи “Еще раз к вопросу чтения художественной литературы”

  1. Егор:

    Хорошая статья!

    Согласен с тем, что книги нужны, чтобы делать нас лучше.

    Когда то давно мне запомнились слова Бориса Гребенщикова, которые до сих пор вызывают у меня хорошие резонансы: «Книга, которая может сделать нас лучше, когда мы её прочитаем – это признак хорошей литературы. Поэтому большая часть современной литературы не относится к хорошей литературе.».