
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Практически во всех методиках скорочтения указываются три основных ограничителя быстрого чтения: артикуляция, малое поле зрения и регрессии.
И часто в качестве главного врага называют артикуляцию, или проговаривание вслух (или шепотом) текста, который читаешь.
Привычка шевелить губами и читать полушепотом – это устоявшаяся привычка еще со школы.
Правда многие избавились от такого шептания, но все равно осталось внутреннее проговаривание – или вокализация (субвокализация).
Вот от этих двух видов проговаривания читаемого текста и предлагают избавиться практически все методики скорочтения.
Поможет ли это?
Давайте посмотрим на собственном примере.
Берем текст – не более 100 слов (или ниже приведенный отрывок из книги Т. Бьюзена «Учебник быстрого чтения», в нем 118 слов).
*****
«Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест.
Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки до четырех слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.
Затем он практиковался в одновременном чтении двух строк, после чего начал продвигаться по страницам зигзагообразно, прочитывая небольшие абзацы одним движением глаз. Его подход был идентичен тому, который применяется лидерами быстрого чтения и сегодня».
*****
Опыт 1: читаем вслух, своей обычной речью.
Включаем секундомер — начали чтение – закончили чтение – выключаем секундомер.
Подсчитываем количество слов в минуту: (118/кол секунд)*60.
Для справки: средняя скорость речи русского человека – 100-120 слов/минуту.
Опыт 2: читаем вслух на своей максимальной скорости, но так чтобы речь можно было понять.
Обычно при скорости больше 200 слов/минуту – речь слаборазборчивая.
Определим количество слов/минуту на повышенной скорости.
Для справки: Нынешний рекорд скорости речи принадлежит английскому актеру и ведущему Стиву Вудмору – 637 слов в минуту.
Правда понять ее можно только записав и прокрутив на пониженной скорости, поскольку есть скорость восприятия, и при 300 словах речь уже не различается.
Но тем не менее такой рекорд есть, хотя возможно кто-то из ваших знакомых также близок к подобному рекорду. Такое встречается.
Опыт 3: читаем не вслух, а про себя.
Определяем количество слов/минуту при внутренней вокализации.
*****
Что же мы выяснили из этих опытов?
1. Действительно артикуляция и вокализация снижают скорость чтения.
2. Скорость чтения при внутреннем проговаривании выше, чем при чтении вслух или шепотом – в 2-3 раза.
Отсюда первый вывод: исключаем ненужное «бормотание» даже шепотом, при чтении не шевелим губами.
С артикуляцией разобрались, а вот с избавлением от субвокализации сложнее.
Внутренняя речь – это настолько укоренившаяся привычка, что бороться с ней практически невозможно.
И хотя методики скорочтения настаивают на упражнениях, позволяющих подавить или вытеснить внутреннюю речь, добиться этого очень сложно. Определяются даже сроки – 20 часов выстукивания ритмов, отвлекающих от проговаривания.
Откуда все это пошло, возникает вопрос ?
Ссылаются на различные фундаментальные исследования специалистов лингвистов и психологов.
«Подавив артикуляцию» можно читать, не проговаривая текст, быстрее – вроде бы логично. Вопрос – а возможно ли ее подавить, не нарушаем ли мы здесь базовые основы самого процесса чтения.
Ведь чтение связано с проговариванием, и проработать текст, не подключая мышцы, отвечающие за говорение – невозможно. Это доказывают специальными приборами, фиксирующими внутреннее проговаривание текста, — даже при немом чтении мышцы гортани работают также, как и при чтении вслух.
Об этом в частности пишет М. Зиганов в своей книге «Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным". «Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально. Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ».
Об этом пишет и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения»: «беззвучное проговаривание не может и не должно полностью устраняться в подлинном смысле этого слова». «Нет нужды огорчаться, если вы будете эпизодически осознавать, что беззвучно проговариваете слова, поскольку эта привычка универсальна и неистребима».
«…беззвучное проговаривание не является — по определению- медленным и мешающим процессом. Ваш мозг вполне в силах мысленно проговаривать до 2 000 слов в минуту».
Даже в методике Эвелины Вуд, считающейся первой кто системно занялся скорочтением, говорится следующее: «600-900 слов в минуту. Это максимально возможная скорость для тех, кто использует субвокально — линейный подход».
Автор книги — Stanley D. Frank.
В этой же книге указывается, что субвокально-линейный способ используют даже эксперты в области визуально- вертикального чтения. Например при чтении – поэзии, сложных технических книг с новой терминологией, при чтении шуток, афоризмов.
Как же быть и кому верить?
Ведь даже в фундаментальном курсе Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учитесь читать быстро» вся глава 5 посвящена «Артикуляции» и способам борьбы с ней.
А упоминание таких ученых как П. Брок, открывший зону Брока в мозге или Э. Вернике, установившем зону сенсорной речи – зону Вернике, видимо должно развеять наши сомнения, относительно необходимости подавлять ненужное проговаривание.
Хотя я больше склонен поддержать точку зрения М. Зиганова «Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом «подавлении артикуляции», якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро».
Акцент – на «плохо ознакомившиеся».
Но, как и в любом деле – истина находится посредине.
Избавиться от проговаривания – невозможно, но можно изменить схему обработки информации.
От традиционной, заложенной в школе:
увидел – проговорил – услышал – понял.
К более рациональной и скоростной:
увидел – понял.
В этом случае в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения.
Проще, объяснить так – слово узнается. Если вы часто встречали конкретное слово, то при очередном чтении, вам уже нет необходимости читать/проговаривать его полностью. Взглянули – визуально узнали – поняли.
Например, слово: Рецессия. Встречается редко, у большинства. Поэтому сложно его сразу узнать, читаем полностью, про себя или вслух.
А вот слово – Магазин, более знакомое. Его не стоит читать, оно узнается и без прочтения.
Думаю, смысл понятен, — что означает перевести из режима проговаривания в режим визуального узнавания.
Некоторые читатели понимают мыслить визуально, — как видеть образ каждого слова – кот- это кот, а вот слово – необходимость – как его визуализируешь.
Придумывать образ не надо, слово просто должно быть узнаваемо по форме, буквам и тд.
Хотя сам процесс распознавания слов пока не изучен, есть несколько гипотез, и если ранее главенствовала модель формы слова, то сейчас модель параллельного буквенного распознавания, хотя и это надо полагать, не последняя гипотеза.
Поэтому пока неважно – какая гипотеза выиграет, опыт показывает, что чем шире у читателя его Тезаурус, тем больше слов он узнает сразу.
*****
Узнаванию помогает и антиципация (догадка или предвосхищение). Именно на этом свойстве нашего мышления построена система И.З. Посталовского – Предвосхищение при чтении. Но об этом в следующий раз.
*****
Ну и в конце этой статьи, — ведь можно повысить и скорость речи, как один из факторов скорости проговаривания. Хотя она и зависит от темперамента человека, но все же.
Скороговорки – одна из возможностей это сделать.
Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали!
Произнося скороговорки и повышая их скорость, вы развиваете мелкую речевую моторику – способность языка, губ и гортани совершать мелкие мышечные движения. «Нестандартные» слова в тексте уже не будут служить препятствием, об которое ранее спотыкались, сбавляя темп чтения.
*****
Итак, краткое резюме по сегодняшней статье:
Один из врагов скорости чтения – проговаривание текста.
Вы убедились в этом на опытах, и узнали вашу скорость.
Удалить проговаривание из процесса, как рекомендуют школы скорочтения – вряд ли удастся, да и нет необходимости.
Вариант избежать проговаривания: увидел- понял.
Способы:
1. Стараться избавиться от артикуляции (шевеления губами и шепота). Достигается просто – закрыли рот и читаем. Это шутка. На самом деле существуют различные способы.
2. Повышать скорость речи. Быстро говоришь – быстро читаешь, хотя бы вслух, хотя бы на уровне внутреннего проговаривания. Один из способов – скороговорки.
3. Расширять свой словарный запас (тезаурус).
4. Антиципация слов. Пример — предугадываем слово по первым буквам. Подробнее в следующий раз.
И не надо никаких простукиваний, отвлекающих от внутреннего проговаривания. Привычка, сложившаяся годами – вряд ли уйдет быстро. Кроме того непонятно – это привычка или естественный физиологический процесс.
Возможностей увеличить скорость чтения масса, и мы их рассмотрим в дальнейшем.
На этом сегодня все, продолжу тему в следующей статье.
Надеюсь, что возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.
С уважением, Медведев Николай.
Николай, спасибо за интересный материал! Я тоже пришел к таким выводам. Активно использую шаблоны (шторки) для упражнений «прятки» и «догонялки». В одном случае шаблон закрывает предыдущий текст, а во втором нет времени для артикуляции и регрессии. Нужно успеть за движением шторки. А другие упражнения использую в качестве когнитивной нагрузки. Убиваю двух «зайцев».
С уважением, Свирин Петр
Спасибо Петр за Ваш комментарий и интересное дополнение!