CqQRcNeHAv

Возможности наблюдательности

Добрый день, уважаемые читатели «Технологий чтения» !

У меня вопрос на проверку вашей наблюдательности. Заметили ли вы что-то на первом рисунке в предыдущей статье ? Напишите в комментариях.

*****

Вы наверняка смотрели фильм «Человек дождя» (1988 г) с Дастином Хоффманом в одной из главных ролей. Он сыграл Рэймонда, человека больного аутизмом.

человек дождя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прототипом героя послужил Ким Пик — американец с феноменальной памятью. Он запоминал до 98 % прочитанной информации.

ким пик

 

 

 

 

 

 

 

 

По воспоминаниям его отца, Ким научился читать в возрасте 16 месяцев. В трехлетнем возрасте он уже читал газеты и использовал толковые словари для выяснения непонятных слов. В семь лет он знал наизусть Библию.

Он изучил телефонный справочник Солт-Лейк-Сити просто его перелистав, и помнил около 1,5 млн записей.

Всего же он знал наизусть около 9 тысяч произведений.

Это так называемый Синдром саванта (савантизм). Состояние, при котором лица с отклонением в развитии имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний.

*****

Но я упоминаю этот персонаж не только для того чтобы вы вспомнили этот фильм, но в первую очередь чтобы обратить внимание на то, что возможности человека действительно безграничны. Ведь эти способности у человека, пусть даже с какими-то отклонениями, но все же у человека.

Значит, есть что-то такое, что скрывается в нашей психике. И возможно, что для этого необязательно нужно родиться савантой, а эти способности можно и развить.

В частности наблюдательность. Вспомним, как герой фильма мгновенно назвал количество рассыпавшихся на пол спичек.

Что это – угадал ? Нет, это — целостное восприятие.

Именно то восприятие, которое свойственно детям, где-то до возраста 4-х лет.

Согласно исследованиям Алана Снайдера и Джона Митчелла (Центр изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре), эти способности человек теряет, по мере взросления, по причине того, что мозг меняет способы обработки информации.
На томографах видно, что активные области мозга у младенцев активны в тем частях, где они «молчат» у взрослых.

Но с возрастом количество одновременно охватываемых деталей понижается и уже к семи годам ребенок переходит к образному зрительному мышлению вместо целостного.

Далее изменения в мышлении продолжаются, и к 20-ти годам обычно остается только словесное линейное мышление. Это когда мы осознаем последовательно по одному элементу или согласно числу Миллера (7+/- 2) элементов, которые мы способны одновременно воспринять.

*****

С одной стороны мы получаем мышление, которое подконтрольно человеку, зато теряем мышление младенца, которое целостное.

Так формируется то, что мы называем личностью. Все под контролем (или нам так кажется), но при этом теряются детали.

По сути, получается, что мы сами себя ограничиваем в наших возможностях по причине «большого ума».

«У нормального человека, — говорит Снайдер, — мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне».

У страдающих савантизмом, этого редактирования не происходит, и они воспринимают окружающее с невероятными, не замечаемыми обычными людьми подробностями.

*****

Как же развить в себе эти способности и остаться «нормальным» человеком?

Как прийти к целостному восприятию и осознанию множества деталей?

В целом, можно сказать, что этот путь включает развитие образного мышления, как один из его этапов.

Затем следует чувственно-эмоциональный уровень мышления. Уже от него мы переходим к уровню целостного восприятия, мгновенного охвата.

«Он видел ВСЕ, слышал ВСЕ, накапливал в своей памяти самые незначащие детали....».

Но начинается все с телесного мышления. О чем мы и поговорим в следующей статье.

Если есть вопросы или комментарии, пожалуйста, пишите в комментариях к статье.

С уважением, Медведев Николай.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

4 комментария к записи “Возможности наблюдательности”

  1. Светлана:

    Здравствуйте, Николай! На первом рисунке в предыдущей статье я заметила только сову на фоне ствола, которая так удачненько спряталась от солнечного света. Мне понравилось зеленое цветовое сочетание.

    • Николай Медведев:

      Да, Светлана, действительно это сова.

      Хорошая наблюдательность.

      Интересно, при первом просмотре она бросилась в глаза или прошла общим фоном.

  2. Alex:

    Я не заметил сову. Только присмотревшись нашел ее.

  3. Николай Медведев:

    Ничего страшного, многие не замечают.

    Будем учиться.

Оставить комментарий