CqQRcNeHAv

Тема скорочтение: определяемся с методологией изучения темы

Подойдем к изучению темы скорочтения системно и методологически.
Предлагаемый подход вы можете использовать во всех случаях, когда появляется необходимость проработать конкретную тему. Какие это случаи: написать реферат, курсовую или дипломную работу, подготовить доклад или выступление, расширить знания о предмете или решить возникшую проблему.

1. Подбор материала.
С чего начинается подбор материала для изучения:
— с составления списка книг для прочтения.
— с составления списка других необходимых источников (сайты, блоги, журналы, газеты, курсы и тд).

Источники получения такой информации:
1. Рекомендации друзей и коллег.
2. Различные ссылки в уже изученных ранее книгах.
3. Поиск литературы в поисковых системах.
4. Поиск литературы на специализированных форумах.
5. Подписки на специализированные рассылки.
6. Участие в электронных сообществах, посвященных вашей тематике.
7. Посещение магазинов, в том числе интернет-магазинов.
8. Обращение к специалистам с просьбой порекомендовать нужную литературу.
9. Посещение библиотеки, работа с систематическим каталогом.

Итак, список литературы подобран. Знакомясь с краткими аннотациями уже на этом этапе можно классифицировать литературу на основную, дополнительную и вспомогательную. Это поможет рационально спланировать график изучения выбранной литературы.

Хорошо, списки есть, они классифицированы и мы готовы к изучению темы. В какой последовательности ее изучать, на какие вопросы нужно искать ответы ? Как более системно подойти к изучению ?

2. Исследуем вопрос системно
Каждый из нас хоть что-нибудь, да знает о скорочтении, но как правило эти знания и сведения накапливались механически, обрывочно, никоим образом не систематизированы и не составляют единую систему знания о предмете.

У Вильяма В. Аткинсона в книге «Память и уход за ней» приводится Система десяти вопросов, позволяющая структурировать имеющиеся знания о предмете и дополнить недостающими.

Вопросы, касающиеся изучаемого предмета:
1. Его происхождение и корень.
2. Причины его происхождения.
3. Его история.
4. Его качества и характерные черты.
5. Предметы, связанные с ним и относящиеся к нему.
6. Его употребление и применение.
7. Что он доказывает
8. Его результаты и следствия
9. Его конец и возможное будущее
10. Ваше мнение о нем и причины этого мнения.
Не обязательно отвечать на все 10 вопросов, их может быть и 5 и 15. Важна логическая последовательность, раскрывающая тему.

Ответив на эти вопросы, вы расставите по порядку ваши разрозненные сведения. Ваши сведения о предмете значительно расширятся. Кроме того такой подход научит мыслить системно и структурировать информацию.
Воспользуемся этой системой на изучаемом предмете – Скорочтение. Оценим полезность этой системы и заодно детально изучим вопрос Скорочтения.

Начнем с определения
Под термин скорочтение попадают: быстрое чтение, продуктивное чтение, рациональное чтение, динамическое чтение, быстрочтение, гибкое чтение.

Оценим количество запросов по теме скорочтение в поисковой системе Яндекс.

скорочтение 1
Количество запросов по теме, связанной с книгами и чтением: чтение – 885 348, чтение книг – 100 806, книги скачать — 3 397 176 и скачать книги бесплатно – 1 535 224.
Так что конкретно интересующихся скорочтением не так уж и много – менее 1 % от запросов связанных с чтением. Людей устраивают их навыки чтения и улучшать их они как правило не спешат.

Несколько определений:
Скорочтение (быстрое чтение) — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту; под скорочтением понимают способность чтения в 3-4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Ист. Википедия.

БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ — Так как человек, умеющий бегло читать, в среднем читает от 100 до 140 слов в минуту (в зависимости от характера материала), быстрое чтения определяется просто как чтение, со скоростью, значительно превышающей эти нормы. Вопрос, который представляет интерес здесь (особенно принимая во внимание популярные и дорогие программы, провозглашающие обучение этому умению) – может ли такая скорость быть достигнута без того, чтобы приносить в жертву понимание. Проблема сложная, но доступные доказательства показывают, что не может. Ист: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.

БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ (скорочтение)
— чтение, значительно превышающее по скорости (в 3 — 4 раза) обычное чтение и достигающее 120—180 слов в минуту. Б.ч. имеет большое значение в деятельности управленческого персонала, т. к. позволяет значительно повысить скорость освоения печатного текста. Для Б. ч. характерны: 1. Подавление артикуляции проговаривания читаемого текста «про себя», ограничивающей пропускную способность читающего. 2. Сокращение количества и продолжительности фиксаций, т. е. остановок глаза, во время которых считывается информация. Чем шире поле зрения — площадь воспринимаемого текста, тем выше скорость чтения. 3. Повышение уровня внимания, самоконтроля, внутренней целенаправленности на запоминание текста, осмысление и прогнозирования его содержания, запоминания информации. 4. Отсутствие регрессий — повторяемых фиксаций одного и того же участка читаемого текста из-за невнимательности или забывания. 5. Умение быстро находить в тексте ключевые слова и фразы, обобщающие смысл группы слов или фраз, концентрирующие в себе основную информацию. В настоящее время разработаны специальные методики обучения быстрому чтению. Для достижения высокой скорости чтения требуется длительная тренировка. Ист: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

Какой можно сделать обобщающий вывод из этих определений:
Скорочтение — это способность более быстрого восприятия текстовой информации, позволяющая увеличить скорость чтения с 200 до 600 и более слов в минуту. За счет использования специальных методов чтения, к числу которых относятся – подавление артикуляции, расширение поля зрения, прекращение регрессий, повышение внимания и умение находить ключевые слова и фразы. Требуется длительная тренировка.При этом вопрос понимания остается недостаточно изученным.

Ну что же, на первом этапе ограничимся этой информацией и приступим к изучению причин происхождения и истории вопроса. Оставайтесь с нами.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

2 комментария к записи “Тема скорочтение: определяемся с методологией изучения темы”

  1. [...] чтения, хотя сейчас, как видно из статистики запросов (в моей статье) — соотношение запросов скорочтение и [...]

  2. […] определяемся с методологией изучения темы.    здесь К изучению темы скорочтения лучше подойти системно и […]

Оставить комментарий