CqQRcNeHAv

Зачем она высокая скорость чтения?

Скорость чтения

Зачем она нужна – высокая скорость чтения?

Прочитать больше, прочитать быстрее. Так ли это важно? Ведь никто не ставит цель – съесть побольше и побыстрее. А книги и знания – это тоже пища, пища духовная или интеллектуальная.

Рекорды скорости чтения о которых я скажу чуть ниже, безусловно важны, поскольку показывают возможности человека. В беге тоже есть рекорды – 100 м за 10 сек, но ведь в жизни никто не ходит с такой скоростью.

Должна быть цель чтения. Иначе это как корабль, увеличивающий свою скорость, но не имеющий цели или конечного пункта назначения своего плавания.

Ну, вот метафор, кажется достаточно. Давайте разберемся – с основными техническими параметрами чтения. Кроме самой скорости чтения, есть и такие понятия как — понимание текста и продуктивность чтения.

Наиболее важный параметр – продуктивность, т.е. способность проработать текст с минимумом времени и сил. И цель как раз и состоит в том, чтобы повысить эту продуктивность чтения.

Продуктивность же зависит от умения правильно спланировать и организовать процесс чтения, а не только от скорости чтения.

В свое время я добился высокой скорости чтения, но в то же время пришло понимание, что бесцельное чтение с высокой скоростью лишь усиливает Хаос в мыслях. Поэтому следом за овладением этим навыком я заинтересовался развитием навыка «Разгребания завалов» и «Незавершенных дел». Затем я обратился к классификации списков литературы и к целям чтения. Это, по сути, и составило основу моей Личной Системы Чтения.

Но, тем не менее, в данной статье мы поговорим о скорости чтения. При наличии прочих составляющих Системы это очень важная ее часть.

Начнем с обычной скорости чтения – так называемой механической скорости чтения.

Т.е. без отсутствия какой-либо техники чтения. Так мы привыкли читать, можем немного ускорить, немного уменьшить, но по сути, средняя скорость будет не выше – 200 слов в минуту.

95 % людей читают со скоростью 180 — 220 слов в минуту (1 страница за 1,5-2 минуты). При этом уровень понимания текста около 60 %.

В нашей стране установлен государственный норматив по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140.

В США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.

В 1956 г. в ходе осуществления исследовательского проекта в Северо-западном политехническом университете К. Напьер и Э. Ф. Харт обследовали 147 читателей: 82 — среди деловых кругов и 65 — среди остального населения. Средняя скорость составляла 232 слова в минуту. Скорость у деловых лиц составляла 223 слова в минуту, среди остальной публики- 241 слово в минуту. При этом две трети участников читали примерно со скоростью от 200 до 300 слов в минуту.

Дальнейшие обследования показали, что средняя скорость 230 — 250 слов в минуту обычна для большинства читателей, а среди деловых кругов эта скорость может сильно отличаться.

У каждого из нас имеются внутренние неиспользованные резервы. Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов.

Для повышения скорости чтения необходимо применить некоторые техники, отсюда возникает техническая скорость чтения. Т.е. скорость, которая образуется в результате использования различных приемов чтения.

Скорость вербального чтения имеет предел (600-700 слов в минуту). Именно такое количество слов люди способны произнести за 60 сек. Поэтому если мы продолжим читать так, как нас научили, проговаривая про себя, то скорость нашего чтения не может превысить 700 слов в минуту.

Для того, чтобы увеличить скорость чтения примерно в полтора раза, достаточно перестать возвращаться глазами и перечитывать текст. Как это сделать? Просто сформировать новую привычку чтения только вперед, без возвратов. Начать осознанно следить за движениями глаз и «разрешать» им двигаться только вперед.

При этом как показывают исследования, чем выше скорость, тем выше степень понимание текста. Это происходит потому, что информация организуется в осмысленные порции, которые становятся немедленно понятными Вашему мозгу.

В Школе Андреева исходят из шкалы скоростей, приведенной в таблице:

Скорость чтения

Я расширил таблицу, включив для удобства — среднее количество слов. Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3 000 знаков и более в минуту. Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата.

Рекорды чтения

Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко – 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.

Неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту — принадлежит другой киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был установлен 9 сентября 1989 года во время одного из тестирований руководством центра в присутствии 20 слушателей курсов. На момент установления рекорда Евгении было 16 лет. Примерно минута уходит у нее на чтение книги среднего формата. Содержание прочитанного Евгения пересказывает часами, не упуская мельчайших подробностей.

В своей книге «Как сдавать экзамены» чемпион мира по запоминанию Доминик 0'Брайен приводит невероятную историю Евгении.

Любопытно, но никто и не догадывался об уникальной способности этой юной особы, пока ей не исполнилось 15 лет. Именно тогда отец дал Евгении прочитать длинную газетную статью. Когда через две секунды она вернула ему газету, сказав, что текст показался ей интересным, отец решил, что девочка шутит.

Однако ее ответы на вопросы, которые отец задал по поводу содержания газетной публикации, оказались правильными.

Сама Евгения признается: «Понятия не имею, в чем мой секрет. Страницы сами залетают мне в голову, и я запоминаю скорее „смысл“, чем точный текст.

У меня в мозгу происходит какой-то вид анализа, который я, по правде говоря, не могу объяснить. Но у меня такое чувство, будто у меня в голове целая библиотека!»

Ученица российской Школы Олега Андреева Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60.000 зн./мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Американец Син (Шон) Адам стал рекордсменом по скорочтению. В 2003 году он поставил мировой рекорд – 3 850 слов в минуту.

Англичанка Энн Джонс побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4 253 слов в минуту. Сейчас Энн очень известна в Великобритании в области скорочтения. Кроме того, она путешествует по миру для проведения тренингов по скорочтению для своих клиентов.

Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения — свыше 1 000 слов в минуту.

М. Горький читал со скоростью 4 000 слов в минуту. А.С. Новиков-Прибой, вспоминая о днях, проведенных в компании Горького, поведал о том, как знаменитый писатель читал журналы. Он просто скользил по ним взглядом, страница за страницей, и в итоге на «проглатывание» журнала у него уходило всего несколько минут. Таким образом , Горький мог за короткое время прочесть огромную кипу журналов.

Бальзак читал со скоростью порядка 2 000 слов в минуту. Наполеон читал со скоростью 2 000 слов в минуту.

В.Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Ленин обладал феноменальной памятью. Едва прочитав страницу из книги, он мог тут же воспроизвести ее близко к тексту, несмотря на то, что читал он по диагонали. П.Н. Лепешинский утверждает, что степень напряжения умственного аппарата Ленина во время чтения была просто феноменальной. Он запоминал практически 100 процентов прочитанного, причем, читать он мог на нескольких языках, с равной степенью успеха.

Итак, резюме:

1. Обычный механический способ чтения, который мы усвоили со школы, позволяет нам читать со скоростью 200-300 слов в минуту.
2. Исключив проговаривание про себя и возвраты можно увеличить скорость в 2-3 раза.
3. Дальнейшее развитие техник чтения позволяет увеличить скорость до 2 000 слов в минуту.
4. Комплексное развитие способностей личности (памяти, внимания, психологического состояния) позволяет достичь 5 000 -10 000 слов в минуту.
5. И самый скоростной способ чтения – Фоточтение. Позволяет достигать до 25 000 — 30 000 слов в минуту.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

5 комментариев к записи “Зачем она высокая скорость чтения?”

  1. Николай:

    спасибо

  2. Иван:

    Здравствуйте! Отличная статья! Я тоже поставил себе цель освоить скорочтение, тренируюсь самостоятельно. У меня возник один вопрос, вот везде говориться, что не нужно проговаривать текст про себя, я не могу понять как это? То есть вообще не должно быть внутреннего диалога? Или как? Подскажите пожалуйста!!

    • Николай Медведев:

      Не проговаривать все слова не получится, но стремиться к этому стоит.

      Попробуйте прочесть ваш комментарий — сначала проговаривая все слова, затем пропуская часть слов, затем еще часть. Вот собственно это и будет тем, что называют — не проговаривать про себя.

      Ведь слово и так понятно, если на него глядишь. Проговаривать его — это лишнее.

  3. алексей:

    Что считается в статистике за «слово»? междометия и союзы не в счет?

    • Николай Медведев:

      В статистике, например которая в программе Word — за слово считается каждое отдельно стоящее слово, будь то предлог или союз.

      В русском языке словом считается -предлог, союз, междометие.

      Средняя длина русского слова, по разным подсчетам, составляет примерно 6 букв/знаков.

      Различные методики скорочтения предлагают разный подход, кто-то считает количество знаков, кто-то слов. В любом случае можно пересчитать слова в знаки, знаки в слова.

      Я лично, использую при подсчете слова, включая междометия, предлоги и союзы. В целом по тексту есть и длинные и короткие слова, так что все равно происходит некое усреднение количества слов.

Оставить комментарий