CqQRcNeHAv

Скорочтение и художественная литература

“Видимо, скорочтение повлечет за собой революцию и в других сферах искусства. Действительно, к чему тратить сорок пять минут на исполнение 7-й симфонии Бетховена, если при минимальном владении техникой скорости игры даже посредственный оркестр справится с этой задачей за одну минуту?..” Джордж Микеш. “В мире книг” (1974, № 10).
Надеюсь до этого не дойдет, хотя когда показывается результативность скорочтения, то приводятся и такие факты: «Три мушкетера» за 16 минут, Диккенс за 30 минут и тд. Применять быстрое чтение все же стоит более адекватно.

Как пишут в книге О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов «Техника быстрого чтения»: «Ни один серьезный исследователь и не предлагал использовать эту технику для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения».
«Изучив большое число различных зарубежных пособий по обучению быстрому чтению, мы ни в одной из авторитетных работ на нашли рекомендаций использовать метод быстрого чтения для художественной литературы» (там же).
«Метод быстрого чтения может быть использован для чтения научно-технических журналов и книг по специальности, газет и научно-популярных журналов, служебной документации (приказов, распоряжений, протоколов, записок, писем, входящих и исходящих и т. п.), отчетной научно-технической документации.
Метод быстрого чтения не рекомендуется для изучения учебной литературы, литературы не по специальности, художественной литературы» (там же).

У Мортиера Адлера в книге «Как читать книги» говорится, что художественная литература приносит удовольствие и наслаждение, научная и специальная – дает знания. Первая – создает настроение, вторая — обучает.
М.Адлер пишет: «Вы не поймете произведение, пока не познакомитесь с его персонажами и не проживете его события».
«Автор создает мир, в котором живут персонажи. Познакомьтесь с этим миром так, словно вы лично наблюдаете все события, станьте одним из жителей этого мира, подружитесь с его героями, примите участие в событиях, сопереживайте персонажам, разделяйте их чувства».

Про скорость чтения М. Адлер не упоминает, скорее наоборот, чтобы усвоить книгу потребуется пройти несколько этапов чтения.

В книге Андреева О.А, Хромова Л.Н. «Учитесь быстро читать» дается ответ на вопрос: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?
«Главное — не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» — так писал один из наших слушателей».

В этой же книге описан следующий алгоритм чтения художественных произведений, приведу содержание кратко.
Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.
Первая ступень погружения – событийная или «фабульная».
Писатель прибегает к сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует.
Задача читателя — понять сюжет и фабулу, за всем этим уследить, ничего не упустить.
Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие.

Вторая ступень погружения – «смысловая».
На этой ступени проявляется умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. Требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения — в художественном конфликте произведения.
Читателя волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей.
Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Третья ступень погружения образно–смысловая.
На этой ступени происходит отождествление читателя с автором-художником.
По выражению Л. Н. Толстого, — читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.
Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя.
Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир.
Другой уровень – это отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром.
Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него —путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма — вселенной, человечества.

Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

Можно ли проникнуть во все уровни с помощью только скорочтения, — не думаю. Но осознавать цели чтения художественной литературы необходимо, а это навыки рационального чтения. И развитие образных, зрительных навыков мышления, которые даются в системе обучения скорочтению будут крайне полезными. И алгоритмы чтения, показанные у М. Адлера, у Андреева и Хромова позволят более полно проникнуть во «вселенную», созданную автором.

Я уже упоминал в статье «Скорочтение: среди книг» книгу Виктора Пекелиса «Твои возможности человек». Автор пишет :
«И вообще есть чтение – проникновение в прекрасное, и есть скорочтение – овладение растущим потоком информации».

Но все же быстро читать художественные произведения можно, — за счет отлично развитой образности восприятия, отчетливо представляя себе прочитанное.
Читать художественную литературу — это тоже искусство, требующее определенных умений и навыков. В следующей статье я сделаю обзор литературы, касающейся вопросов правильного чтения. Оставайтесь с нами.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

4 комментария к записи “Скорочтение и художественная литература”

  1. […] ? Почитайте хотя бы это: Скорочтение и художественная литература.  Медленное чтение. Или мою электронную книгу […]

  2. […] Скорочтение и художественная литература.   здесь К чему тратить сорок пять минут на исполнение 7-й […]

  3. Преподаватели почему-то не говорят, что скорочтение не применимо с умными книжками. Скорочтение больше подходит для быстрого сканирования книги, а не полноценного вдумчивого чтения.

    Вот как я учился: https://goal-life.com/page/method/skorochtenie-otziv

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Виталий!

      Прочитал Ваш отзыв о скорочтении.

      Я могу посоветовать не скорочтение, а гибкое чтение. О технологиях гибкого чтения я собственно и рассказываю на страницах блога и в своих книгах.

      Вдумчиво читать умные книжки не получится, нужен именно алгоритм чтения.

      Если кратко: обзор- понимание структуры текста — уточнение важных моментов — фиксация — выводы — действия.

Оставить комментарий