CqQRcNeHAv

Саногенное мышление

Продолжим разговор о мышлении, сегодня поговорим о саногенном мышлении (лат. sanus — здоровый).

Считаю, что сначала нужно научиться избавляться от влияния эмоций, а затем уже учиться логическому, критическому и прочим видам мышления (можно параллельно). Иначе эмоционально окрашенные «логические» решения могут представлять из себя гремучую смесь, не имеющую ничего общего с действительностью.

 

 

Если есть злоба или обида, то решения и мысли будут окрашены этой эмоцией, и соответственно поступающая информация будет отфильтровываться так, чтобы эти эмоции поддержать.

Саногенное мышление, которое будем рассматривать, — действует на пользу адекватности восприятия и снижения эмоциональной зависимости.

Но сначала несколько типовых жизненных ситуаций:

ссора

Человек поссорился с соседом. В чем-то разошлись во мнениях. Взаимные оскорбления и чувство обиды.

Ситуация прошла, но человек мысленно возвращается к ней и прокручивает ситуацию снова и снова. Опять эмоциональное потрясение, хотя спор уже закончился давным давно.

Хочет ли этого человек, хочет ли он страдать по новому? Вряд ли. Но эмоции возникают автоматически, достаточно какой- то ассоциативной связи вызвать образ или соседа или спорного вопроса, а иногда любой другой детали, ассоциативно связанной.

Другой пример: человек видит на улице какую-то несправедливость (по его убеждению), например – нецензурная брань. Эмоция раздражения – но откуда она появилась? Ведь человек понимает, что нужно сдержаться, но ничего с собой поделать не может, эмоция захлестнула. Прошел мимо, а эмоция все давит и давит.

Вот и вопрос – кто управляет нашим поведением? Неужели мы сами действуем себе во вред.

*****

Чтобы разобраться с этим предлагаю познакомиться с саногенным мышлением.

Создателем теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ) является Ю.М. Орлов.

Орлов1Юрий Михайлович Орлов (1928—2000 гг) — доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где он в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, кандидат философских наук, практикующий психолог, автор книг по психологии личности.

 

Саногенное мышление — путь к житейской мудрости

Попробую кратко изложить суть.

саногенное книга

 

Для более глубокого изучения стоит обратиться непосредственно к книге Ю.М. Орлова «Саногенное мышление».

 

 

Расширить знания по СГМ можно посетив Официальный сайт СаноГенного Мышления: http://radarsgm.ru/.

Саногенное мышление (СГМ) – это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела, так написано в книге. Мне уже этого было достаточно, чтобы заинтересоваться этим видом мышления. Думаю, что и мои также читатели проявят интерес.

СГМ – это философия обыденной жизни.

Философия – это основа мировоззрения человека и определяет стиль его мышления. Если философия плохая – мы страдаем, хорошая философия – и наше состояние хорошее. Все так просто.

Но почему-то большинство людей обладает патогенной философией жизни, которое порождает эмоциональный стресс, конфликты с самим собой и с окружением.
СГМ дает философию, которая позволяет вывести человека из состояния, когда ему плохо.

*****

Итак, возможно патогенное мышление и саногенное мышление. Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное – оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и следовательно оздоровиться.

Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких эмоций как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоцию. Он может лишь не выражать ее.

Но для здоровья важно не подавить эмоцию, а добиться чтобы эмоция была не сильная и не перерастала в хроническую. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение.
СГМ предлагает пути уменьшения эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от эмоций, без них нет жизни, но нужно правильно адаптироваться к нашим эмоциям – правильно обижаться, правильно стыдиться. Оскорбляться так, чтобы этот опыт переживания способствовал личностному росту и саморегуляции.

Наши мысли вызывают разные переживания и разные реакции организма. Мысль, вызывающая гнев – вырабатывает соответствующие гормоны, нужные для драки, мысли страха – гормоны для бегства.

Если выработанные гормоны, попадая в кровь, не используются, то они загрязняют организм и превращаются в яды для организма. Ведь нормальная реакция, например при страхе – убежать, но человек существо воспитанное – оно сдерживает себя и гормонам некуда деваться, кроме как гормонально загрязнить организм.

«Хроническое оскорбление»

Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его вызвавшие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент, из памяти и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует также как и в реальной ситуации.

Эмоция и вызываемые ею стресс, становится хроническим – отсюда собственно и берутся болезни и подавленное состояние.

Почему же эмоции вызываются и действуют без спросу и нашего желания, т.е. автоматически ?

Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение – начинают свое вредоносное дело.
Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию – то он становится способным контролировать этот процесс.

Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ.

Процесс научения

Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом ?

научениеЕсли что-то часто повторяется – происходит научение – и это дальше действует автоматически – независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.

Бессознательное – это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание.

 

 

 

 

фрейдИ это идет с детства. Фрейд не Фрейд, но законы природы неумолимо действуют, как бы нам не хотелось.

И хотя З. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но он не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал какие умственные операции задействованы.

 

 

 

****

А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное и уже затем вызывает эмоции, присущие этому событию.

Эти автоматизмы или умственные привычки действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные — «горячо – не трожь», но есть и вредные вызванные психической защитой.

Расширяя сознания человек начинает осознавать те элементы поведения которые при автоматизме не осознавал.

Как это можно осознавать ?

мысли на бумагеЗадавая вопросы или записывая – человек осознает почему так проявило себя его поведение в той или иной ситуации.

Например, обида — и он становится способным контролировать свою обиду.

 

Ведь обида часто связана с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали, то мысль обиды теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует эмоцию. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.

Понимая, мы снижаем энергию эмоции и она быстро заканчивается, не имея продолжения.

В основе же патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.

Саногенное мышление приводит к осознанию этих автоматизмов и делает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.

Кто же управляет нашим поведением?

Ум ? Мозг ?

Нет, нашим поведением управляют наши потребности. Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.

Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.

Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.

Пример, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность – голода и жажды. Эмоция оказывает большее влияние, чем потребность.

Если программа запущена, то ее остановить труднее, чем выполнить до конца. Если же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание и мы начинаем думать – что же наделали и главное — зачем.

Автоматизмы, порождаемые эмоцией ведут к особому состоянию человека – «не в своем уме», «вне себя».

Функции эмоций

Эмоции важны. Эмоции дают возможность социального выживания человека. Ведь мы общаемся, а эмоции позволяют достигать большего согласия с другим человеком.

Например, обида, побуждает к реальному восприятию другого человека. Т.е. нужно как-то перестроить свое поведение, чтобы учесть возникшее чувство обиды.

Но эмоции могут превратиться в навязчивые и длительные, что в свою очередь и ведет к патогенному мышлению, а далее к болезням и прочим неприятностям для человека.
Ведь обиженный человек, все видит через свою обиду. Или человек с чувством гнева, раздражения.

Такой человек становится просто ненормальным, и мы говорим – он в состоянии аффекта. Причиной же являются эмоции, порождающие неправильные мысли и запускающие программы. Это вредные мысли, превращают нас в автоматы, и человек теряет связь с реальностью.

Какие программы запускаются при этом ?

Внутренние, в результате нашего научения, а также это могут быть коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.

Программа – это как код поведения.

Прозвучала фраза – запустилась программа. Несколько слов упакованных во фразе – сигнал к запуску программы.

Фраза «человек создан для счастья» — и начинает реализовываться программа. И если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция стремящаяся восстановить «справедливость» программы например — раздражение.

Хорошо если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего – отсюда гнев, стыд, обида и тд.

В культурных стереотипах – нет ничего плохого. И очень важно чтобы люди разделяли культурные и моральные ценности и следовали им.

Но когда эти стереотипы начинают автоматически определять поведение человека, а ведь у него есть еще и свои индивидуальные стандарты поведения, то возникает конфликт индивидуального с общественным. Возникает ситуация не сбалансированности понятий — «для себя» и «для других».

Автоматизмы мышления

шестерниАвтоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой – способствуют возникновению эмоционального стресса.

Автоматизмы полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, а поступать так, как велит программа и это часто правильно.

И человеку не надо долго думать и другие ожидают от него типичного поведения. На этом держится культура. И это хорошо.

Но часто автоматическое следование программам вызывает стресс.

Виновный должен быть наказан (общественное), но я люблю виновного (мое индивидуальное).
Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества.
Мышление в данной ситуации порождает чувство вины. Вы действуете как автомат, эмоции зашкаливают.

Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного.

Как ?

Пока мы находимся во власти желаний, потребностей, эмоций, стереотипов и тд – мы их рабы.

Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.

Любое поведение, присоединяясь к эмоции ослабляет ее. Курение, например, носит защитный характер. Когда человек переживает – оно забирает часть энергии эмоции. Поэтому в состоянии тревоги человек много курит.

Стресс – ведет к физическим сокращениям в организме, поэтому страдает желудок. Он забирает часть энергии, сжимаясь под чувством вины. Т.е. тело само забирает на себя энергию эмоции и страдает от этого.

Страх – это скованность в верхней области спины. Непонимание – комок в горле. И тд.

Избавиться от этого можно только научившись размышлять саногенно о своей вине и другом чувстве.

Первое что нужно сделать: это научиться различать какие наши привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.

самонаблюдениеЧтобы различать — нужно научиться интроспекции (самонаблюдение).

Это один из главных навыков саногенного мышления – объективный умственный акт – объективизация.

Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, то он повторяет умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции.
Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.

****
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию СГМ.

Например, мысли: он этого не сделал, хотя и обещал, значит он плохой. Эти мысли становятся привычными и автоматически запускаются в ситуации обиды.

И наоборот, если же мысли при размышлении (интроспекции) по поводу эмоции обиды, станут привычными, то они будут возникать сами собой в ситуации обиды и уменьшать ее. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет уже невозможно.

Т.е. эмоция не подавляется, а делается кратковременной на тот момент, когда она выполнила свою функцию.

Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоция действует гораздо дольше и иногда в течении года человек не может забыть обиду. Какое уж тут здоровье.

Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю.М. Орлова ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые эмоции выполняют определенную функцию для выживания, поэтому их нельзя так просто делить. Нужно научиться правильно их использовать.

Вот такая философия саногенного мышления.

Поэтому если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать, и страдаете от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления.

Кому от этого лучше? Непонятно, но мы продолжаем мысленно вызывать эту ситуацию из памяти и страдать, страдать. Страдать…..., хотя вас уже никто не обижает.

Или вы причинили страдание другому человеку – и чувство вины засело в вашей памяти.

****

Если возникают такие проблемы по жизни, то думаю, что стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.

В помощь приведу книги Ю.М. Орлова:

1. «Саногенное (оздоравливающее) мышление».
2. «Самопознание и самовоспитание характера» (1987 г).
3. «Восхождение к индивидуальности» (1991 г).
4. «Как беречь любовь».
5. «Исцеление философией».
6. «Обида. Вина».
7. «Стыд. Зависть».
8. «Научение. Становление человека».

Надеюсь, что заинтересовал вас возможностями саногенного мышления, будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу.

Не забывайте, также про социальные кнопки, надеюсь на Вашу помощь в продвижении блога.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

11 комментариев к записи “Саногенное мышление”

  1. Оля:

    Спасибо, очень полезная статья! А вы находили книги Орлова в электронном виде или бумажном? 

    А вот еще занятная шутка: рациональное мышление, находила сайт с переводами: http://lesswrong.ru. 

    • Николай Медведев:

      Можно в электронном — www.koob.ru/orlov_yu/

      Да, видов мышления очень много, в том числе есть и рациональное.   

      Хочу сказать только одно, мышление по сути одно, но использование различных алгоритмов — делает его критическим, логическим, рациональным, творческим и тд. 

      Т.е. алгоритмы определяют стиль мышления и знание этих алгоритмов  по сути и является развитием того или иного мышления.  

      Например, знаю алгоритм: тезис-аргументы- иллюстрации — выводы и становится возможным логическое мышление.   Конечно утрирую, но в целом как-то так.

      • Светлана:

        Здравствуйте, Николай,

        ищу книгу Орлова Ю.М. в электронном виде (в продаже ее уже нет) «Исцеление философией». Есть ли она у вас? Спасибо, Светлана

  2. Екатерина:

    Как раз занимаюсь «самокопанием», очень полезно. Отдельное спасибо за подборку книг!

    • Николай Медведев:

      И вам спасибо, Екатерина !

      Я планирую регулярную рубрику «Книгоревю» в которой буду делать небольшие обзоры по разным тематикам, с подборкой книг. Думаю, что будет полезно и интересно моим читателям.

  3. Константин:

    Спасибо, Николай, прекрасная статья! Мне в свое время удалось перейти на позитивное мышление, работая одновременно по двум направлениям-избавлению от негатива своего и чужого, и накоплению позитива, как минимум, до его «критической массы». Позитивное мышление смещает акцент внимания с негатива на позитив, давая зеленую улицу позитиву и красный свет негативу.

    С эмоциями, уже появившимися, конечно, нужно работать,перенаправляя их энергию в полезное русло и заранее готовить свои реакции на них. Я сейчас прохожу один тренинг, связанный именно с этим и там мы не только разбираемся с эмоциями и их проявлением, но и устанавливаем их локализацию в теле, чтобы через тело также работать с ними — определять чья энергия в эмоции — моя или чужая или каково процентное содержание моей и чужой энергии в данной эмоции. А затем свою распределяем по телу, лишая эмоцию вредоносного действия, а чужую отправляем обратно тем же путем, каким она к нам пришла.

     

     

  4. […] В последней статье, посвященной мышлению, речь шла о саногенном мышлении. […]

  5. Наталья:

    «Нет, нашим поведением управляют наши потребности. Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.

    Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.

    Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.» Так и не увидела логики, почему эмоции подменяют наши потребности и становятся главнее???

    • Николай Медведев:

      Спасибо за вопрос, Наталья!

      Эмоция не подменяет потребность, а может изменить поведение.

      1. Возникла потребность — попить воды. Поведение направлено на поиск источника воды.

      2. Возникла эмоция гнева и человек выпускает свой гнев на обидчика.

      3. Но если возникла потребность утолить жажду, и в это время что-то человека испугало, то эмоция страха заставляет его временно забыть про потребность в воде. Т.е. эмоция оказалась главнее потребности в своем влиянии на программу поведения.

      Человек хочет установить контакт с другим (потребность в общении), но вдруг разражается и уже эмоция руководит его поведением, забыв о первоначальной цели.

      Это если совсем упрощенно проследить логику.

Оставить комментарий