CqQRcNeHAv

Самообразование_продолжение

 

 

 

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Продолжим тему Самообразование.

 

 

 

В бизнесе часто путают понятия — Развитие и Рост. Говорят, мы развиваемся – выходим в новые регионы, увеличиваем количество торговых точек и тд. Но это не развитие – это Рост, экстенсивный рост.

Развитие – это новые компетенции, новые умения, новые конкурентные преимущества и тд. Это новые качественные изменения Компании.

Человек тоже растет, но если при этом он не развивается, то в результате получаем высокого – есть Рост, но беспомощного – нет Развития, нет целостности Характера.

Саморазвитие и самообразование, эти термины вроде бы говорят об одном и том же. И здесь начинается путаница.

Достаточно набрать в поисковой системе – книги по саморазвитию. И что мы видим — Наполеон Хилл, Кайосаки, Кови, Трейси, Шарма и тд. Как богатеть, как не работать, как добиться успеха.

Но, — «Главная цель саморазвития личности заключается в достижении такого образа собственной жизни, который совпадает с реальностью. Этот образ жизни можно назвать мудростью. Мудрость является максимальным наполнением жизни человека, когда личность наслаждается реальностью и все время делает точные действия», — пишет В. Одинцов в книге «Ступени самореализации».

Реальность Наполеона Хилла и наша реальность, — это немного разные вещи. Некая виртуальная реальность богатства и реальность существующая со всеми ее проблемами, возможностями и радостями.

Чтобы достигнуть Мудрости и Мастерства необходимо иметь жизнестойкий характер с набором определенных черт. Это собственно и есть Саморазвитие, т.е. развитие качеств Личности, — САМОразвитие.

Что же такое самообразование?

Самообразование направлено на выработку собственного мировоззрения, собственного мнения по многим вопросам. Это расширение кругозора, т.е. некий Рост (в понятиях, приведенных выше).

Но Рост, ведущий к превращению количества в качество. Это возможно только если мировоззрение вырабатывается посредством ознакомления с чужими мнениями, с историей этих мнений, теорий, мировоззрений —  с древних времен до наших дней.

Можно ли заниматься саморазвитием не имея устойчивого мировоззрения, полученного в результате самообразования?

Можно, этим все сейчас и занимаются. Достаточно открыть свою электронную почту с предложениями от таких «совершенствующих», — как обмануть другого, чтобы на этом заработать. Саморазвитие — есть, мировоззрения – пока нет.

Возможно, когда «развивающийся» соберет достаточно денег – оно появится? Но думаю, вряд ли. Роста в получении общих знаний не было, откуда возьмутся качественные изменения.

Поэтому мировоззрение важный элемент саморазвития.

Что в итоге:

Самообразование – это способ формирования собственного мировоззрения, но опираясь на системное изучение эволюции – фактов, мнений, теорий и методов познания.

Это – система самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Как организовать эту систему?

Вам наверное, приходилось встречаться со списками книг для самообразования. По какой системе они подбираются это на совести составителя списка. Но не системный путь – не самый лучший путь.

Читатель должен увидеть перспективу, увидеть некую лестницу знаний, главнейших отраслей знаний, путешествуя по которой можно охватить жизнь человека, человечества, Космоса. Изучить различные мнения и почему они возникали в зависимости от исторической ситуации.

Движение возможно по лестнице вверх и движение вдоль каждой ступеньки, расширяя и углубляя знания.

Возможно и движение зигзагами, начиная с наиболее интересной на текущий момент области, далее двигаясь вверх или вниз. Вся перспектива знаний видна, поэтому понятно и текущее состояние и что еще предстоит изучить.

Двигаясь от простого к сложному, от частного к общему. Изучая сначала фактический материал, затем теоретический, который объясняет эти факты. Это уже некая система.

Двигаясь от аналитики — изучения отдельных областей знаний, к синтезу – философии, как вершине познания. Это общие принципы системы.

Классификация

Отраслей знаний много, а когда объектов много, то необходима классификация. Можно было бы классифицировать все знания, сводя их к естественным наукам, гуманитарным наукам и техническим наукам.

На мой взгляд более практична и прозрачна классификация, предложенная Рубакиным Н.А. а именно: он предлагает выделить в самообразовании три главных стороны: во-первых, явление природы в физическом смысле, во- вторых – явление общественной жизни, и в-третьих – мыслящую личность.

В общем виде: от беллетристики – к публицистике – этике – истории — социологии – энергии – веществам — растениям – животным – Вселенной – общей картине мироздания — орудиям изучения мира и Познания – к философии.

Образованный человек

Задача самообразования — стать образованным человеком.

Но кто такой образованный человек ?

Человек, владеющий системой знаний и умений, необходимых для жизни. Но, систематизированными знаниями, а не обрывками, слабо связанными между собой.

Приведу уже ранее приводимую цитату из книги Рубакина Н.А.

Источник: Рубакин Н.А. Избранное в 2-х томах. т.2, с 156.
*****
Для особо нетерпеливых читателей, могу предложить самим начать формировать систему самообразования, некоторые принципы уже изложены. Если возникнут вопросы – пишите.

Я же продолжу в неторопливом формате раскрывать далее эту тему.

Если что-то непонятно и есть вопросы пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

4 комментария к записи “Самообразование_продолжение”

  1. Елена:

    Спасибо, Николай!

    Как всегда, очень интересно. А для меня — буквально открытие Ваши ступеньки: «от беллетристики – к публицистике – этике – истории — социологии – энергии – веществам — растениям – животным – Вселенной – общей картине мироздания — орудиям изучения мира и Познания – к философии.»

    Меня действительно все больше увлекают не сами по себе явления, а более абстрактный взгляд на них. Обратила внимание, что совсем мало читаю художественной литературы — все больше публицистику и философию. Даже начала ругать себя за это! А, оказывается, это естественный процесс!

    Спасибо Вам!

    Жду продолжения.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Елена за комментарий!

      Небольшое замечание о пользе художественной литературы.

      Философия — это конечно важно, но не как самоцель. Скорее она помогает понять те философские и социальные идеи, которые содержит художественная литература и жизнь в целом. Но эти идеи многие читатели не замечают в худ. книгах.

      Кто-то видит только сюжет, кто-то обращает внимание на форму и красоту стиля. Безусловно это важно, — это эстетическое воспитание. Но этого мало.

      Вопросы, вопросы важнее, которые поднимает худ. литература — почему люди так действуют в тех или иных ситуациях, почему они так чувствуют, переживают, почему именно так. Это можно понять если разобраться в духовных качествах людей, чертах характера, воспитании. Разобраться в исторической ситуации, социальной среде описанной в книге.

      Почему так думает автор, попробовать понять его личность, его идеи, исторический период в котором он писал. Познакомиться с критическими материалами, относительно книги.

      Все это даст толчок к изучению и научных книг, философии, но не ради их самих, а для лучшего понимания жизни и людей.

      Поэтому философия и замыкает ступеньки, — когда человек набравшись опыта, осознав вопросы, пытается найти на них ответы в обобщающих науках, таких как психология, философия. Попутно — история, социология и тд.

      Конечно все это идет параллельно, есть вопросы — ищем ответы в научных книгах. Важно чтобы возникали вопросы — тогда будет и поиск и размышления.

      С уважением, Николай.

  2. Татьяна Ермолаева:

    Спасибо, Николай за тему!

    Я давно и с удовольствием читаю Ваши материалы. Мне резонируют Ваши методы и подходы к разработкам и изложению Ваших тем, мне очень импонирует то, что вы предлагаете. Поскольку я сама перфекционист и человек системный, постоянно нахожусь в развитии и мне очень близко то, о чем вы говорите.

    Моя схема работы по изучению темы очень обыкновенная:

    ТЕМА — СБОР ИНФОРМАЦИИ — СИСТЕМАТИЗАЦИЯ по ВОПРОСАМ (ПОД ТЕМАМ) — СТРУКТУРИЗАЦИЯ —

    ДАЛЬНЕЙШАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ.

    МОЙ идеал — быть в теме, как рыба в воде. Хотя, это все игры для ума и эго, проявление гордыни в социуме.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Татьяна за комментарий!

      Что касается гордыни, то это вопрос целей изучения конкретной темы.

      Посмотрите следующую статью про самообразование tehread.ru/samoobrazovani...zhenie_ch-3.html в ней есть немного о целях и функциях самообразования.

      С уважением, Николай.

Оставить комментарий