CqQRcNeHAv

Самообразование

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сколько бы вы не учились, сколько бы не знали, знанию и образованию нет предела. Как бы не были обширны ваши знания их можно сделать еще шире. Как бы они не были глубоки они могут быть еще глубже.
Так говорил Н.А. Рубакин в своей книге «Как заниматься самообразованием».

 

Вопрос – зачем нам эти знания?

Чтобы быть образованным, разбираться в процессах, происходящих вокруг, уметь эффективно действовать для достижения целей.

Опять вопрос – зачем нам это?

Ведь целей то, как правило и нет. Весь интерес лежит в области потребления – вещей, пищи, удовольствий и тд. А здесь и простых знаний достаточно, — да и реклама поможет и укажет – что именно для тебя нужно.

****
Полнота жизни. О чем говорит это понятие?

Ну это когда некий сапожник знает только сапоги и ничего больше. Кругозор предельно сужен. Какая уж тут полнота жизни. Хотя он может быть и счастливее большинства других.

«Многие знания — многие печали», — сказал царь Соломон.

Чем больше познаешь мир, тем больше понимаешь его и свое несовершенство.

Может действительно лучше так - «меньше знаешь — крепче спишь». И чем уже твои знания – тем меньше проблем, которые могут волновать (самый лучший способ борьбы со стрессом — не видеть проблем, т.е. не просто не замечать, а именно не видеть их, поскольку уж очень узкие знания).

Узкий специалист, — как по А. Райкину – к пуговицам претензий нет, — нет. А то что костюмчик кривоват, — то это проблемы другого узкого специалиста.

Дробление знаний ведет к ограниченности. Узкий медицинский специалист ограничен своей областью и будет лечить только ее, не задумываясь, как это повлияет на всю систему человека.

Или наука, ушедшая в свою узкую область и потерявшая моральные границы. Ведь мораль – это уже другая специализация.

Узость взглядов, узость сознания и примитивность картины мира. Может для обывателя и «современного потребителя» – это и нормально, но для человека думающего – этого мало.

****
Счастье. В чем оно?

В свободе творчества, в достижении высоких целей. Целей общественной значимости. И чем выше значимость, тем выше и цель.

****

Переоценка модного сейчас индивидуализма. Заметили эту тенденцию, идущую с Запада?

Живи для себя, здесь и сейчас. Замечательно. Это как с сапожником – если кругозор узкий, то почему бы не ухватиться за идею индивидуализма.

Но к чему это ведет?

«Это мое мнение», «это твое личное мнение», «не надо учить, что мне делать» и тд и тп. Мы не можем понять друг друга, вся наша коммуникация основана на некоей индивидуализации. Я уникален и этим все сказано. Но это ведет лишь к разобщению, если все уникальны, то что нас объединит.

Разве это не результат узости нашей картины мира. Картины, где только я – уникальный, а что касается взаимодействия в системе, в которой я живу – то не возникает ни желания, ни способности узнать о ней больше. Расширить свой кругозор. Стать образованнее. Нет желания.

*****

Вот такие размышления. Действительно, чем больше узнаешь, тем больше чувство неудовлетворенности и неуспокоенности. Собой, этим миром, действительностью, будущим.

Но может быть именно эта неуспокоенность движет научными открытиями, творчеством, прогрессом, да и вообще смыслом жизни. Может быть неудовлетворенность и неуспокоенность (печаль) — это и неплохо.

Можно конечно ограничиться только профессиональным образованием. Профессиональные знания и навыки дадут возможность заработать на хлеб насущный.

Но понимание различных сторон мировой жизни: от атомов до космических пространств, от микроорганизмов до племен и народов, знаний дающих постижение полноты жизни — это только общее образование.

И тот и другой вид образования не заканчивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь.

****

А есть ли какие-либо общие методы познания, с помощью которых человек может вникать в новые и новые области?

Об этом поговорим в дальнейших статьях.

Жду Ваших комментариев.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

6 комментариев к записи “Самообразование”

  1. Дмитрий:

    Занятная тема. Я похоже представитель описанного индивидуализма. «Живи для себя, здесь и сейчас», «это мое мнение», «это твое личное мнение», «не надо учить, что мне делать» и тд — это про меня. Но я никак не попадаю под узкого, ограниченного человека. Да моя индивидуальность в том, что я разносторонен. Но признаюсь — логику выводов автора я вижу, а свои аргументы кроме личного примера привести затрудняюсь.

    Хотя... Аргументы есть, но на текст мысли не ложатся пока. Подумаю ещё.

    P.S.Пишите чаще)

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Дмитрий за Ваш комментарий!

      Разносторонность ведь тоже может быть только относительно себя. А мир гораздо шире.

      В теории систем, — если между отдельными частями системы существуют противоречия, то система идет к разрушению.

      Недаром есть такая фраза «разделяй и властвуй». Если что-то разделить, то проще и влиять, создав противоречия между частями. Поэтому путь индивидуализма (разделения) — вряд ли верный.

      Все же мы живем в системах: организм, семья, коллектив, государство, планета, Вселенная и тд. Нужно учитывать взаимодействие, а это широта кругозора.

      Ипохондрик думает только о здоровье, а кто-то только о проблемах мироустройства. Но можно жить интегрально (есть интересные моменты в книге Кен Уилбер «Практика интегральной жизни»), думая о разных сторонах жизни и лучше понимая происходящее.

      Собственно об этом я и хотел сказать в статье.

      С уважением, Николай.

  2. Елена:

    спасибо за статью.

    Очень интересно и актуально для меня.

    но вот опять эта идея, которая и меня захватывает — «вникать в новые и новые области» не приведет ли она к распылению себя?

    Есть еще такое хорошее высказывание «нельзя объять необъятное».

    Мой китайский Мастер цигун на т эту тему сказал, что если вы постоянно будете заниматься и пробовать что-то новое, то всегда будете новичками.

    Плоха, конечно, ограниченность. Но, наверное, и всеядность не очень хороша.

    Последнее предложение я также адресую и себе.

    Жду Вашего комментария.

    С уважением, Елена

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Елена за комментарий!

      Расширять кругозор — это не обязательно уходить с головой в новое занятие.

      Я уже когда-то писал, что есть специалисты Т, а есть I. Специалисты Т — (представьте графически) — сильны в узкой области (вертикальная палочка), но и имеют широкий кругозор по смежным областям (верхняя палочка). Ценятся именно такие специалисты. Сильные в малом, и разбирающиеся во многом.

      Не надо бояться быть новичком в новом деле, если Мастер в другом. Но ценность Мастера несомненно увеличится если он будет разносторонне развитым.

      Почему бы не узнавать новое, ведь областей -то всего три: личная, социальная, природная. Когда я изучал тему воды tehread.ru/voda-skolko-pi...yu-vodu-pit.html посмотрите сколько смежных областей было затронуто. Но это был узкий вопрос, который раскрыл множество других направлений.

      Но расширять кругозор можно и системно. О чем собственно я хочу далее написать. А разделов для изучения очень много, я уже писал об этом в статье tehread.ru/obrazovannyiy- ...vek-eto-kto.html

      Надеюсь, что мы вместе сможем формировать личную систему самообразования. Если конечно будут активны мои читатели и будут задавать вопросы.

      С уважением, Николай.

  3. Елена:

    Очень люблю системный подход. Очень жду про систему.

    Спасибо

Оставить комментарий