CqQRcNeHAv

Регрессии при чтении

 

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

В предыдущих статьях мы говорили о первом ограничителе скорости чтения – артикуляции.

Сегодня речь пойдет об еще одном ограничителе – регрессии.

 

 

 

Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.

Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.

Произвольные возвратные движения — реципации. Это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста.

Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.

1. Неуверенность.

Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.

«Вернись назад, ведь ничего не понял»,— такие мысли возникают у читателя.

В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.

Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.

Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.

2. Отсутствие внимания.

Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.

На эту тему моя книга «Куда уходит внимание?».

3. Слабый словарный запас (Тезаурус).

При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.

*****

Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения.

восклицательный-знакНо, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.

 

Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.

Какими?

Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.

Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.

Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.

*****

Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.

Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.

Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.

Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.
Помочь в этом могут различные способы.

1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).

Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.

Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.

Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.

2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.

Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.

Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.

Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.

3. Чтение вслух.

Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.

4. Ограничение времени.

Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.

*****

Думаю, что этого на сегодня достаточно. Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Уже три статьи, без каких-либо откликов. Поделитесь своим опытом, задайте вопросы, в общем — приглашаю читателей к общению.

С уважением, Медведев Николай.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

2 комментария к записи “Регрессии при чтении”

  1. Сергей:

    Спасибо за статью!

    Пара-тройка вопросов.

    1. Увеличение скорости чтения явно влияет на понимание. Можно ли действительно добится сочитания высокой скорости и понимания? Или все таки либо высокая скорость, либо хорошее понимание текста?

    2. Как правильно увеличивать словарный запас? Ведь тексты по тематике разные. Сегодня читаешь текст где проскакивают термины из биологии, завтра тексты с экономическим содержанием. При пополнении словарного запаса использовать принципы мнемотехники или есть более действенные способы?

    Заранее спасибо за ответы.

    • Николай Медведев:

      Спасибо Сергей за вопросы!

      1. Скорость чтения и понимание это две больших разницы.

      Но сначала нужно договориться о терминах.

      В моей статье о понимании вводятся 7 уровней понимания:

      tehread.ru/chto-oznachaet...rochitannoe.html

      А в этой статье речь о скорости tehread.ru/kak-chitat-v-10-raz-byistree.html

      В последних трех статьях говорится о препятствиях скорости чтения, но ...именно о физиологических препятствиях — артикуляции, регрессии и поле зрения (об этом расскажу в одной из ближайших статей).

      Так вот — чтобы двигаться к качеству чтения — необходимо устранить эти физиологические ограничения. Скорость восприятия информации повысится.

      Но это не гарантирует понимания.

      И когда приводятся примеры школ скорочтения, что скорость увеличилась и увеличился % понимания, то нужно знать — о чем идет речь. То что из тестовой короткой заметки — ученик смог ответить на вопросы, по которым оценивается понимание, это вряд ли можно назвать пониманием, скорее запомнил что-то, да и то из короткой заметки.

      Дайте ему книгу и затем оцените понимание. Это что-то еще может показать.

      Кроме того при изучении скорочтения учат и работать с текстом, дают разные алгоритмы (хотя бы дифференциальный и интегральный О. Андреева). Именно алгоритмы повышают уровень понимания.

      Так что скорость чтения слабо влияет на понимание. А вот алгоритмы рационального чтения — влияют. О них мы уже говорили и будем продолжать.

      Но устранять физиологические аспекты ограничивающие скорость чтения необходимо, поскольку после усвоения алгоритмов рационального чтения — потребуется именно высокая скорость восприятия текста.

      2. Словарный запас пополняется с целью. О ней я писал здесь tehread.ru/stereotipizats...korochtenii.html

      Необходимо добиваться узнаваемости слова, цель — зрительное восприятие слов.

      Поэтому в мнемотехнике здесь нет необходимости. Она нужна для запоминания. Наша же задача стереотипизация слов. Увидел — понял, что значит. Нужно ли специально запоминать слово — автомобиль, магазин и тд. Увидел — даже можно не читать все слово, эффект антиципации по первым буквам сложит понятие слова.

      Как пополнять:

      1. Постепенно. Если вы в теме биологии, то каждый новый незнакомый термин — внимательно изучаете значение, поможет словарь.

      Специально берете словарь терминов по теме и изучаете.

      Берете орфографический словарь и каждый день по одному слову добавляет в свой активный словарный фонд.

      Разгадываете кроссворды. читаете книги по теме или например А. Азимов «Язык науки».

      Профессиональная терминология накапливается годами,изучением и использованием этой терминологии на практике.

      Культурный словарный запас развивается чтением классики.

      Сленговый — чтением форумов и тд.

      Важно — увидели новый термин, если хотите чтобы он вошел в активный словарный фонд (для узнаваемости при быстром чтении), — то уделяете

      ему время для многократного прочтения, выяснения смысла.

      Если же круг интересов большой — политика, экономика, биология и тд.

      То выделите важные для вас — и по ним расширяйте активный словарный запас.

      Примерно как-то так. О расширении своего Тезауруса напишу статью.

      Еще раз спасибо за вопросы, если что-то неясно, пишите.

      С уважением, Николай.

Оставить комментарий