CqQRcNeHAv

Увеличиваем скорость чтения и результаты теста

Итак, видео о результатах теста, вы посмотрели, а теперь несколько советов по повышению скорости чтения.

Разберем практическую ситуацию – наш тест, предложенный в качестве задания для определения скорости чтения.

Назывался текст «Клакер, шофер, истопник и пиарщик».
Текст короткий, всего 387 слов. Это где-то на минуту чтения. Но использовать эту минуту можно по-разному.

Не проговариваем слова про себя

Вариант 1 – Обычный.
Читаем и проговариваем про себя каждое слово.
Скорость нашей речи – не превышает 200-400 слов в минуту, кто-то говорит медленно, кто-то быстро. С такой же скоростью мы проговариваем читаемые слова про себя.
Естественно скорость чтения не будет выше скорости проговаривания. Это предел для такого варианта чтения.

Вариант 2 — Идеальный.
Мы не проговариваем про себя слова текста.
Скорость чтения будет зависеть от зрительного восприятия текста. Чем шире охват строк – тем быстрее восприятие, тем выше скорость чтения.
Про понимание и запоминание пока не говорим, рассматриваем только скорость.

Вариант 3 – Оптимальный.
Добиться полного прекращения проговаривать (артикуляции) вряд ли удастся. Да это и не чему. Полезно вести некий диалог с автором – задавая вопросы, размышляя.
Поэтому хорошим вариантом будет проговаривать не все слова, а например, только ключевые или одно два слова в строке.

Совет 1: попробуйте проговаривать не все слова в тексте.

Исключим возвраты

Другим ограничителем скорости чтения – является возвраты и уточнения по ходу чтения.
Отвлеклось внимание и мы возвращаемся к началу строки, перечитывая ее по-новой. Нам кажется, что иначе мы не поймем содержание.
Тормозит скорость и спотыкание на неизвестных словах, терминах. Мы стараемся при первом же чтении – прочитать незнакомое слово точно и досконально.

Совет 2. Только вперед. Никаких возвратов.

Определенную помощь в реализации совета № 2 приносит предварительный просмотр текста. Быстро пробежать текст и вот уже при втором чтении этот текст не кажется таким новым и непонятным.

Это верно и для книги и для коротких заметок. Зная длину заметки и ее структуру (сколько абзацев, какие выделения, какой шрифт, какая разрядка между словами, какие слова- триггеры, цепляющие внимание и тд) вам легче будет выстроить стратегию чтения , даже подсознательно.

Поэтому пробежал быстро тестовый текст – скорость чтения однозначно будет выше.
Кстати, чтение с экрана примерно на 25 % медленнее, чем чтение с печатного варианта. Вот еще один резерв, и плюс в сторону печатных книг.

Смысл содержания текста

Что у нас должно остаться после прочтения заметки ?

Именно это является базой для эффективного чтения. Зная, что обычно получают от текста, мы — ищем это в тексте.

1. Кто действующие лица ?
2. Что происходит ?

Ответы эти два вопроса – 80 % смыслового содержания.

Для нашего примера:

Кто:
прозаик, искусствовед Григорович и писатель Достоевский – основные действующие лица.

Что:
выяснение смысла фразы, сказанной Григоровичем Достоевскому «Я ваш клакёр-шофёр».
Клакёр – пиарщик, повышающий аплодисментами успех пьесы или артиста.
Шофёр – тот кто согревает. Разогреватель славы скромного друга.

Ответы на другие вопросы – когда, где и почему, дополнят деталями происходящее.

Для нашего случая:

Когда:
в 1845 г. В период чтения и публикации «Бедные люди».

Где:
когда они жили в одной квартире.

Почему:
почему Григорович так выразился.  Он почти силой отнес рукопись Некрасову, тот Белинскому, чем обеспечил публикацию повести.

Общий смысл заметки можно выразить так:
Григорович сделал PR (Некрасов и Белинский) повести Достоевского «Бедные люди», обозначив свою роль как шофер-клакер.
Остальное – это детали, проясняющие те события и значения указанных слов. Но они не несут особого значения, поскольку лишь разъясняют смысл произнесенной главной фразы.

Однако, привязав их к известным именам, при необходимости будет легко вспомнить и эти слова, и их значение.

Я, также стараюсь запомнить источник информации: Наука и жизнь, 7/11. И автора: Сафонова, к фил. наук. Чтобы не получалось так «да так …где-то читал». Это не профессионально.

Отсюда совет 3.
Читая текст ищите его суть, ищите ответы на вопросы – Кто, Что, Где, Когда и Почему.

*****
Мы привыкли читать медленно, для нас такое чтение комфортное, мы как бы лениво прогуливаемся по тексту, вместо стремительного продвижения и поиска основных мыслей автора.
Наше внимание отвлекается, мы предаемся размышлениям над деталями.
Все это годится для чтения художественной литературы, хотя и там свои тонкости. Но при чтении информативных материалов – это слишком расточительно в отношении времени.

Поэтому замечание к совету 3: стремитесь быстрее ухватить основную мысль автора и следуйте за ней, не снижая скорости чтения.
Критерий, до какой скорости можно разогнаться – главное не упустить суть содержания.
Не опасайтесь потерять смысл отдельных слов или даже предложений. Ваша задача – не потерять общую суть.

Первое с чем вы столкнетесь при таком чтении – это сложность выделения основных мыслей автора. Но это не проблема высокой скорости, это проблема нашего умения выделять мысли автора, даже при медленном чтении. Здесь важны сами принципы такого выделения, а не скорость. И этому можно учиться.

Второе, что вы заметите – это концентрация на чтении, внимание меньше отвлекается, когда ищешь суть. На этой цели и сосредотачивается внимание.

Больше, пожалуй, в этой статье я не буду давать советов, оставим их на следующий раз.
Было бы конечно более продуктивно изучать все эти способы, прочитав такие мои книги как «Куда уходит внимание» и «Как читать, чтобы понимать».

Попробуйте применить эти советы, и я уверен, скорость чтения возрастет с первого же раза.

Напишите, пожалуйста, о ваших успехах в комментариях к статье.
Результаты вас порадуют. А пока читайте мои книги и готовьтесь к следующей порции полезных советов. До свидания !

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

4 комментария к записи “Увеличиваем скорость чтения и результаты теста”

  1. Светлана:

    Лаконично и содержательно подан материал," незатертый" пример- иллюстрация делает статью привлекательной. Схема красноречиво нацеливает на достижение результата полноценного чтения. Спасибо.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Светлана !

      Думаю, что на примерах более наглядно, буду продолжать эту практику. 

      В основном мы читаем новостные заметки и забываем о чем шла речь. Но если уложить в некую схему, то запоминание идет автоматически. Да и содержание структурируется, а значит становится более понятным. 

      В приведенном примере я уложил в схему «Что, кто, когда, почему и как». Об этом способе я писал в статье «Ничего не могу вспомнить из прочитанного. Вам поможет метод Q3POC».

  2. Олеся:

    Хорошая статья. Понравился прием оптимального чтения, раньше такого нигде не встречала. Во всех попадавшихся статьях по скорочтению советуют избавляться от проговаривания полностью. Пожалуй, это первое, что я возьму на вооружение.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Олеся.

      Хорошо что Вы заметили это отличие. Часто стремление к идеалу 100 %, не позволяет пользоваться  уже полученным 80 % результатом.

       

       

Оставить комментарий