CqQRcNeHAv

Понимаем прочитанное, задавая вопросы

 

Добрый день уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Как обычно мы читаем? В данном случае нехудожественную литературу.

 

 

Варианты:

1. Медленно – когда чтение одной книги растягиваем на недели и даже месяцы. Пока читаешь очередную часть, ранее прочитанное уже и забылось.

2. Быстро — пробегаем глазами, узнаем знакомые слова, но смысла прочитанного не улавливаем. Вроде и книгу прочли, но ничего в памяти не осталось, или что-то осталось, но через неделю все вылетело из головы.

3. С проработкой текста – это бывает реже. Читаем, выписываем, составляем планы, схемы.

Но не так как прозвучало в одном старом фильме-«мой папа берет толстую книгу и переписывает ее в маленькую тетрадку».

И не так, как в настоящее время составляются карты памяти или Mind Map. Выписка названий из текста в более красочный вид, чем план, к которому мы привыкли еще со школы.

*****

Так как же читать нехудожественный текст?

Можно ответить так – гибко. Гибкость чтения – это то чему стоит научиться. Т.е. использовать разные виды чтения для получения нужного результата.

Только вот нужный результат, как раз чаще всего и остается за кадром. Поэтому применить гибкость вроде и не к чему.

Сразу поясню про гибкое чтение – это просмотровое чтение, чтение с проработкой, медленное чтение, синоптическое чтение, панорамное чтение, реферативное чтение, творческое чтение итд.

За всеми этими видами чтения стоит – желаемый результат. Т.е. ради чего читаем?

Скорее всего – чтобы понять, как-то использовать и запомнить на будущее.

вопросОтсюда первый прием помогающий усвоению и запоминанию текста – прием постановки вопросов.

 

 

1. Какой результат ожидаем от прочтения данного текста?

Например, как бы вы сформулировали желаемый результат от прочтения данной заметки в моем блоге, которую вы сейчас читаете.

Допустим, сформулировали. Интересно узнать как, напишите в комментариях.

2. Непонятные слова. В тексте встречаются непонятные слова, ну например синоптическое чтение.

Появилось ли у вас желание задать вопрос – а что это? Вот примерно так и формируются вопросы к тексту – непонятные слова – желание разобраться, отсюда более глубокое усвоение и следовательно лучшее запоминание.

3. Вопросы такого типа – а о чем здесь собственно говорится, что я уже знаю по этому поводу, что мне непонятно и чему это может противоречить из уже изученного мною.

4. Вопросы действия — что я могу использовать сейчас или в дальнейшем. Как я могу это использовать. Где мне это может пригодиться.

5. Вопросы впечатлений – что нового я узнал, что меня удивило и заставило задуматься.

Вопросы можно продолжать, это процесс индивидуальный, — здесь важно, что вопросы задаются. И включается процесс поиска ответов на них. Подключается мышление. Текст читается не только глазами, но и осмысливается.

Внимание сосредотачивается на поиске смысла прочитанного, а не блуждает где-то довольное от того что слова-то понимаю – а значит чтение идет. Это не всегда верно. Чтение без внимания – пустая трата времени.

*****

Предлагаю моим читателя попробовать – позадавайте вопросы в процессе чтения. Поищите на них ответы – путем размышлений или обращения к другим источникам. Оцените результат всего этого.

И конечно напишите в комментариях – ваши успехи и ваши вопросы.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

3 комментария к записи “Понимаем прочитанное, задавая вопросы”

  1. […] В этой статье я использовал метод постановки вопросов, чтобы делать паузы для размышления. По сути, эти вопросы должны были бы возникнуть у читателя. О таком способе я писал здесь. […]

  2. A Sra Gata:

    Здравствуйте, Николай.

    Практически во всех статьях на своем сайте, вы советуете при работе с текстом выписывать незнакомые слова для того, чтобы потом посмотреть их значение в словаре или др. источниках. Это здорово.

    Однажды я увидела на одном из сайтов отрывок из лекции, где говорилось о непонятных словах, этаких словах-бомбах; когда мы встречаем их в тексте, то думаем, что знаем их значение, но на самом деле значение этих слов нам неизвестно, и мы даже не догадываемся, что не знаем их истинный смысл. (т. е. слово может быть не совсем понятно или мы знаем значение слова не то, которое используется в данном конкретном тексте).

    Например, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть такая фраза «На пересечении таких-то улиц дом стоял ПОКОЕМ»

    Обычно под словом «покой» люди понимают: дом стоял спокойно, был заброшен или находился в тихом дворике и т. д.

    На самом деле «покой» это старое русское название буквы П (т. е. дом стоял буквой П).

    Мой вопрос заключается в следующем: Есть ли технология для распознания таких слов в тексте, а т.ж. мне очень интересно узнать ваше мнение по этой теме.

    • Николай Медведев:

      Спасибо за Ваш комментарий и вопросы!

      Разделим на 2 части эту тему:

      1. Незнакомые слова в какой-либо предметной области.

      2. Слова, имеющие различное толкование.

      Во всех случаях — речь идет о Вашем Тезаурусе. Или проще — о Вашем словарном запасе.

      С предметной областью понятно- нужно знать терминологию той области о которой идет речь. Иначе — любой термин, вызовет ступор дальнейшего понимания.

      Например,в маркетинге — 4Р, в менеджменте — KPI, финансах- EBITDA, на Форексе — скальпинг и тд.

      Возник термин — не знаешь — дальше ничего не понятно.

      Но и этого мало — у каждой предметной области нужно еще уметь и рассуждать ПРЕДМЕТНО.

      Что касается бытовых тем, Тезаурус также важен (мал он у вас или достаточен). Перфекционизм,толерантность,прокрастинация и тд. Встретилось слово — не знаешь значения — как можно дальше продолжать беседу.

      Так что повышать свой Тезаурус — это важная задача.

      Но бывают случаи, когда вроде и слово понятное, пропускаешь его, а у него оказывается может быть иное значение. Хорошо если заметил, — есть возможность заглянуть в словарь.

      А если не обратил внимание?, — отсюда Ваш вопрос — а есть ли технология распознавания таких слов.

      Технология есть — об этом я писал в статьях аналитическое чтение, интерпретирующее чтение и критическое чтение.

      Если текст читается в три этапа, и цель каждого — повысить глубину понимания, то на каком-то из них наверняка возникнет вопрос — относительно и этого слова.

      Если же текст читаем скорочтением и это слово не зацепило внимание, не внесло секундный стопор,то мы его просто пропустим и не заметим.

      Поэтому только желание понять автора, может являться условием, что мы найдем такие слова с различным толкованием.

      Не знаю ответил или нет на Ваш вопрос. Более глубоко видимо сможет ответить филолог.

      С уважением, Медведев Николай.

Оставить комментарий