CqQRcNeHAv

Образованный человек – это кто?

В этой статье я лишь обозначу проблему, проблему которую хотел бы обсудить с моими читателями и далее развить эту тему.

Образование. Мы все получаем образование. Начальное, высшее и тд.

Но что конкретно понимается под этим словом, или процессом. Что мы получаем в итоге нашего образования. Кроме формальной корочки в виде диплома.

Образованный человек – кто это?

*****
Как всегда необходимо начать с понятий.

Образование от слова «образ», т.е. в процессе образования человек стремится к какому-то образу.

Именно этим и занимается — образование, обучение, воспитание. Формированием образа. Именно эти три категории определят сформировавшийся образ. Но при этом даже педагогика еще не определилась с единым пониманием этих слов и их значений.

В общих чертах.

Кто такой обученный человек?

Тот, кто овладел каким либо умением и навыком или специальностью.

Кто такой воспитанный человек ?

Видимо тот человек, поступки которого соответствуют требованиям норм и морали, которые установило общество.

Кто такой образованный человек ?

Человек, владеющий системой знаний и умений, необходимых для жизни. Но, систематизированными знаниями, а не обрывками, слабо связанными между собой.

Человек может быть воспитанным, но необразованным – такое тоже возможно, но чаще – наоборот. Число комбинаций можно продолжить

****
Так какой же образ позволяет сказать, что человек — образованный.

Что включает в себя этот образ?

Современное образование так и не может прийти к единому пониманию – что же такое образование. Оно лишь разделяет образование на среднее, профессиональное, экономическое, гуманитарное, техническое и тд.

Т.е. пытается в образование заложить профессиональные знания и навыки. Но в этом случае получаем человека – профессионала, но можно ли сказать что это образованный человек.

Еще хуже обстоит дело с самообразованием, т.е. сам формирую тот образ, который пытаюсь достичь. Но поскольку человек лишь пытается стать образованным путем самообразования, то он еще не понимает – какой это должен быть образ. И часто использует обычные штампы – буду успешным, богатым, счастливым и тд. И для этого мне надо изучить то-то и то- то.

Отсутствие критериев, по которым можно было бы судить о том, кто же это образованный человек, ведет лишь к тому, что — сколько людей – столько и мнений.

Кто-то называет это свободой, говорит об уникальности личности, о некой самореализации. Но в конечном итоге, это ведет лишь к одному — потере ориентиров и смыслов.

 

Как же быть и что делать ?

Первое, что можно сделать – это послушать экспертов. Но кого можно считать экспертом в этом вопросе?
Возможно, стоит начать с Рубакина Н.А. Ведь именно у него поднят этот вопрос – кто это образованный человек.

рубакин
Николай Александрович Рубакин (1862—1946) — русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.

 

 

 

 

 

 

идеал текст

Источник: Рубакин Н.А. Избранное в 2-х томах. т.2, с 156.

Далее он предлагает выделить в самообразовании три главных стороны: во-первых, явление природы в физическом смысле, во- вторых – явление общественной жизни, и в-третьих – мыслящую, верующую личность.

Главное знать все эти три стороны, но более главное — их взаимную связь и влияние.

Как вариант общего образования он предлагает программу, разделенную на такие отделы, как:
1. Язык и его история.
2. Литература и ее история.
3. Нравственность и ее история.
4. Литературно-общественные и общественные течения, среди которых мы воспитываемся и их история.
5. Человечество как единое целое и его история.
6. Религиозно-церковный строй и его история.
7. Семейный строй и его история.
8. Строй воспитания, народного образования и просвещения и его история.
9. Государственный и правовой строй и его история.
10. Социальный и экономический строй и его история.
11. Общество, его сущность и происхождение.
12. Племена и расы, их распределение на земле.
13. Психика, явления духовной жизни, их сущность и происхождение.
14. Человеческое тело, его устройство и жизнь.
15. Царство животных, его состав и жизнь.
16. Царство растений, его состав и жизнь.
17. Царство организмов вообще, как единое целое и его происхождение и история.
18. Земной шар и перемены с ним и на нем происходящие.
19. Неорганическое вещество, из которого состоит Вселенная, перемены с ним происходившие и происходящие.
20. Силы природы их превращения и история.
21. Вселенная (Космос) как единое целое, его история (эволюция).
22. Математика и ее история.
23. Логика и гносеология.
24. Философия и ее история.

На основе изучения этих 24-х отраслей знаний и сравнительного ознакомления с чужими мнениями, теориями человек сможет выработать свое собственное мировоззрение.

*****
Можно согласиться, что изучив вышеприведенные области человек будет обладать широким кругозором, будет способен изложить и обосновать свою точку зрения на различные вопросы.

Но... опять же я лично не смог увидеть в этом тот «образ», к которому идет человек. Да, сумма знаний, да возможно сложится в систему, но на мой взгляд здесь чего–то не хватает.

Да и сам Рубакин Н.А. в своей книге «Как заниматься самообразованием», пишет: «Действительно образованный человек – не тот кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь – в той силе, которую дает образование, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий – переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи».

Далее он определяет задачи перед человеком, который стремится стать образованным:
1. Присматриваться к окружающей жизни и вдумываться в нее;
2. Ее изучать, знать и понимать;
3. Уметь в ней действовать;
4. Для этого иметь подготовку:
а) общую, т.е. широкий кругозор;
б) специальную, профессиональную.

****
Но и здесь я также не увидел образ человека, к которому стоит стремиться. Да — опять знания, да- умения, способность вносить что-то новое. Но этого мало для образа.

Скорее всего этот «образ» связан не только с образованностью, обученностью и воспитанием.

Что же это за «образ» которое должно формировать «образование» ?
Надеюсь, что у моих читателей есть свое мнение по этому вопросу.

Жду Ваших комментариев.

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

12 комментариев к записи “Образованный человек – это кто?”

  1. Алексей:

    Как я понимаю образование и формирует будущий образ мыслей человека, его поступки и влияние на окружающих его людей. При помощи знаний полученных в учебном заведении и формируется образ будущего специалиста. Например человек хочет стать врачем и для этого поступает в медицинский институт и после его окончания общество получает образ врача. А эталона образованного человека наверное не существует. Может быть я как то по своему понимаю суть обсуждаемого вопроса, но на данный момент у меня такое мнение.

    • Николай Медведев:

      Спасибо Алексей за Ваш комментарий !

      Да, действительно любое образование (медицинское, гуманитарное, музыкальное, математическое, техническое и тд) готовит специалиста, и видимо имеет этот образ специалиста.

      Возможно формирует и образ мыслей, поступки и влияние (о чем Вы и говорите), но все же обучение ограничивается рамками тех дисциплин, которые изучаются в том или ином заведении.

      Высшее образование — это не гарантия образованности.

      Мы можем сказать — это обученный специалист. Но только ли специальностью ограничивается понятие образованный человек.

      Скорее всего это более общая характеристика человека, чем просто специалист.

  2. Константин:

    Какая шикарная тема — «Образованный человек – это кто?» или, иначе говоря, «Что такое образование?» Вот уж, действительно неограниченный простор для творческих изысканий. Огромное спасибо, Николай, за такую интересную, актуальную и жизненно важную тему. Ведь образование, это то, на что мы надеемся, чтобы иметь шансы выжить в этом мире и иметь возможность жить достойно.

    Уже вижу множество подходов к этой мощнейшей теме и, скорее всего, не смогу в одном комментарии все охватить и изложить. Чтобы ответить на этот непростой вопрос, на мой взгляд, нужно, во-первых, рассматривать эту тему, как можно глобальнее, тогда с высоты картина будет видно наиболее полно и, во-вторых, обратиться к признанным специалистам, изучавшим этот вопрос профессионально. Наибольшим таким специалистом, как мне кажется, можно назвать Льва Николаевича Толстого.

    «Много знаний нужных и важных.

    Но самое главное — как жить»

    Лев Толстой

    Фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что развитие ошибочно принимается за цель, что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается вечная ошибка всех педагогических теорий.

    Действительно, бесспорно, что не количество знаний определяет образованность человека, что-то качественное в этих знаниях. Тогда возникает вопрос, как измерить это качество. И для ответа на него нужно понять, какая цель стоит у образования, какой конечный продукт образования? Взглянем на эту картину глобально. Человек не рождается человеком так же, как и все высшие существа. Они, как и человек становятся таковыми только в процессе длительного обучения. Человеку же нужно обучаться не только и не столько тем предметам, знание которых позволит ему зарабатывать себе на жизнь, но и, как сказал Толстой, умению жить. Жить гармонично, качественно. А качество жизни измеряется уровнем счастья человека. С одной стороны, человеку нужно научиться быть специалистом, чтобы зарабатывать себе на жизнь, с другой стороны, человеку нужно уметь взаимодействовать с обществом и миром, окружающим его, а также с самим собой, чтобы быть счастливым. С третьей стороны, человек, живя в обществе и являясь общественным существом, должен вносить какой-то вклад в укрепление этого общества. Ведь исторически и эволюционно мы знаем, что человек, как вид смог состояться и доминировать над всеми остальными видами жизни на земле только благодаря своему общественному устройству и общественному труду. Исходя из этого, образование должно давать своим конечным продуктом человека совершенного в разных планах или сферах жизни, чтобы он мог не только себя и свою семью обеспечить и сделать жизнь счастливой, но и помочь своему РОДу, РОДине, обществу. Ведь недаром самым уважаемым качеством у человека всегда считалось БЛАГОРОДство, его деятельность на БЛАГО РОДа, РОДины. Поэтому, кроме умения жить хорошо самому и умения создать счастливую семью, человек образованный должен иметь незыблемые принципы защиты интересов своего РОДа, РОДины. В этом плане обучение за границей с последующим использованием своих навыков и знаний не в интересах Родины никак не может считаться образованием, это уже будет преобразование человека в кого-то другого.

    Итак, образ человека, который должен стать образованным уже понятен — это, прежде всего, человек с большой буквы, человек, который впитал в себя образцы настоящей человечности от учителей человечества, человек, умеющий создавать гармонию везде, где он находится, ведь, по сути, это и есть качество жизни — создавать гармонию и уметь действовать эффективно, реализуя свой потенциал, свои способности и открывая в себе новые и новые потенциальные возможности. Этот человек также должен быть предан своей «общине», роду, потому что цельность общины, это цельность каждого человека. При этом условии мы будем иметь 100%-ную выживаемость. Так жили наши славянские предки и такие примеры можно найти и у диких племен, не испорченных цивилизацией. Вот, например, притча «ОБОНАТО».

    ОБОНАТО.

    Американский антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: « Кто первым из вас добежит до дерева — удостоится всех сладких фруктов». Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: «Обонато». «Обонато» на их языке означает: «я существую, потому что мы существуем».

    Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?..

    Второй интересный момент — как осуществлять образование? Здесь также интересную мысль можно почерпнуть у Льва Николаевича. В яснополянской школе Толстой организовал экспериментальное обучение, в результате которого создал цельную, гармоничную систему методик преподавания. Педагог, по мысли Льва Николаевича, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет бросающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Если внимательно рассмотреть слово ОБРАЗОВАНИЕ, то, кроме слова ОБРАЗ, мы увидим еще и древний слог РА, означающий изначальный свет, из которого состоит все сущее, что уже, как известно, доказано наукой. Исходя из этого мы и получим то, о чем говорит Толстой — в человеке уже есть все, ведь он создан по образу и подобию Бога, нужно только раскрыть в нем это, прояснить, выСВЕТить. Этим и занимался в своем обучении лев Николаевич, стремясь в каждом ученике раскрыть его потенциал Творца. По словам Льва Николаевича — «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»

    • Николай Медведев:

      Спасибо Константин за Ваше участие в обсуждении предложенной темы.

      Я предполагал, что эта тема заинтересует читателей, но к сожалению количество комментариев оставляет желать лучшего.

      Мы часто используем важные термины не задумываясь, что стоит за ними. Все стремятся дать своим детям образование, в итоге — за этим стоит лишь престижный диплом. Ну и знания конечно. Но ведь образование — это не только профессиональные знания. Я бы даже сказал — это совсем не они.

      Образ, который формируется — вот что главное. Я полностью согласен с Вашим описанием этого образа.

      Вопрос в критериях человечности. Ведь образ человека проявляется в его мировоззрении. А это мировоззрение формируется из осознанных и принятых ценностей. Вопрос- что это за ценности.

      Например, для меня — это христианские православные ценности. Отсюда и мое мировоззрение. Но пришел я к этому пройдя долгий путь метаний от восточных мировоззрений до западных прагматических.

      Для сегодняшней жизни возможно западные подходы — более привлекательны, особенно для молодежи. Отсюда и образ — успешный, материально обеспеченный, нацеленный на самореализацию. Но какие духовные ценности будут определять путь достижения этого образа?

      Поэтому я считаю, что образованность, образование,образ — должны формировать мировоззрение на базовых ценностях, на основе которых строится все остальное. Ценности формируют убеждения, и затем поведенческие нормы.

      Но вопрос остается по прежнему — откуда исходят эти ценности. Можно придумывать новые, современные, прогрессивные, а можно исходить из исторических традиций, в том числе традиционной религии.

  3. Константин:

    Обращаясь к созданию «образа» образованного человека, мы неминуемо будем вынуждены пересматривать многие, ставшие привычными понятия. Так, в народе есть понятие культурный и образованный, что означает, что культурным человек может быть и без образования, а образованный человек может не быть культурным. Тогда, естественно, нам нужно выяснить, что же такое культура.

    Само слово культура волшебного русского языка уже дает ответ - Культура = Культ РА. Слово РА известно нам из египетской истории, но возникло оно задолго до появления Египта и означает Изначальный Божественный Свет, который, как уже доказано наукой, является первоосновой всей существующей материи, а также Свет Истины, Правды. Наша река Волга, кстати, в древности тоже называлась РА, отсюда и слово РАсея. В русском языке множество слов с корнем РА. Иначе можно сказать, что Культ Ра есть почитание Света, как первоосновы всей живой и неживой материи. Может быть именно поэтому и называют русскую душу загадочной и широкой, ведь в душе русского человека заложено отношение ко всему, как к живому. Иначе такое отношение можно назвать хозяйским, каждый настоящий хозяин к любой своей и чужой вещи относится по-хозяйски, т.е. с уважением и любовью, и пониманием того, что раз Создатель создал эту вещь, значит, она занимает свое место в этом мире НАРАВНЕ со всеми остальными. Хозяин не выделяет одни вещи от других, как и одних живых существ от других по принципу - хуже - лучше, но, наоборот, объединяет их все в своем хозяйстве, как единое целое. Действительно, мы же не можем один палец своего тела любить больше остальных, или один орган больше других. Все важны, каждый занимает свое место и без каждого нам будет плохо, и только, если всем будет хорошо, то и нам будет хорошо, мы будем здоровы. Кстати, в племенных общинах, жизнь которых еще не испорчена цивилизацией это понимание сохраняется, как в притче"Обонато".

    Понимание этой простой истины называется ВЪРА или по современному, обрезанному языку ВЕРА. Но на самом деле это слово писалось через букву ЯТЬ, которой нет сейчас в нашем алфавите и в нашей азбуке. Я написал его через твердый знак, т.к. он больше похож на ять. Буква и звук ЯТЬ означали соединение небесного с земным и означало это слово: ВЕРА = ВЕдание РА. Т.е. знание и понимание света и мудрости во всем сущем. Естественно, вера в таком единственно верном смысле может быть на земле одна. А ее проекции или толкования называют сейчас религиями, что в самом слове ре-лигия означает повторение чего-то более важного и изначального. И то, что религия берет свое начало в чем-то более глобальном, изначальном и важном хорошо описано у Достоевского в его книге «Братья Карамазовы». Когда богобоязненный Андрей, услышав о преступлении помещика, затравившего ребенка собаками, не думая, воскликнул: «...Его нужно расстрелять». И только потом, вспомнив о заповеди «не убий», смутился. Хотя, конечно, первый порыв, основанный на свете, заложенном в гены от предков, был правильнее. Есть люди, а есть не-люди, как звери или бешеные собаки, которых убивают при нападении на человека, а не держат пожизненно в клетках.

    Таким образом, культурный человек тот, у которого от его предков заложено это понимание и гармоничное отношение ко всему сущему. Такой человек не может, как современные дикари в Испании получать удовольствие от убийства быков или бойцовых петухов и собак в других странах. Это - чистое варварство, тьма, полная противоположность свету. Ну и как известно, от убийства животного до убийства человека - один шаг. Понимание и следование свету, добру, уважению, гармонии и любви ко всему и всем, это и есть культура. Вот не могу не привести в пример притчу о свете души.

    Притча «Свет души»

    "- Почему об одних людях говорят, что у них светлая душа, а о других, что темная, - спросила дочь, - ведь в душу человека заглянуть нельзя. Люди могут притворяться.

    Мать ответила:

    — Когда встречаешь человека со светлой душой, то тебе становится светло. Если ты чувствуешь какую-то душевную боль, то рядом с таким человеком она стихает. Такой человек будет укреплять веру в Бога, веру в себя, ты чувствуешь тихую радость и надежду на счастье, хочется всех любить и творить добро.

    — А если вроде бы человек говорит все правильно, но мне от его правильности становится плохо? Опускаются руки и жизнь кажется какой-то беспросветной? Значит ли это, что человек лицемерен и зол?

    — Нет, доченька. Это значит, что душе этого человека не хватает света. Что этот человек несчастен, и общаясь с тобой неосознанно делится с тобой своей бедой.

    — И что мне делать тогда?

    — Светить самой для этого человека. И чем больше усилий ты будешь прикладывать, чтобы светить, тем больше света тебе дастся! Запомни, свет – это не только разговоры о Вере и Боге, свет – это приветливая Улыбка, Доброе слово, Поддержка и Помощь. "

    Есть также еще и умение видеть красоту — чувство красоты. Без этого тоже не будет подлинной гармонии, т.к. по определению Ефремова в его прекрасной книге «Лезвие Бритвы», красота — есть наилучшая целесообразность. Вообще понятие красоты универсально и может заменить собой очень много категорий. Ведь, действительно, в быту мы можем не знать и не понимать разных причин и следствий того или иного явления, или события, но мы всегда однозначно можем сказать, поступил человек в данном случае красиво или нет. Или природа, она же в любое время года красива и с этим не поспорит никто, у кого есть чувство красоты. Красивые здания, предметы мы сразу замечаем и видим их красоту, не зная многих составляющих этих вещей. Их кРАсота отзывается в нас и будит в нас какие-то вибРАции восхищения, РАдости, счастья. И недаром говорят: «Даже просто постояв рядом с красотой, Вы станете чуть-чуть лучше…» Но иногда бывает чудо — в природе можно увидеть красоту там, где ее никогда раньше не видел, это моменту проСВЕТления кРАсотой. Это прекрасно описано в небольшой статье ОШО «Обратись к поэзии».

    У нас же принято называть культурой любую этническую формацию, хотя, разве можно назвать культурой и культурными людьми такое жуткое сообщество, как майя или фашистскую Германию? Разве может быть культурным фашист или не-человек? Он может быть вежливым с кем-то, но от этой вежливости его мировоззрение и жизненные принципы насилия и превосходства не меняются, он просто остается вежливым не-человеком. Назвать его животным тоже не могу, ибо много есть животных, которые лучше иных людей.

    Заканчивая тему культуры не могу не отметить стремление «затащить» нас в цивилизованную и, якобы, культурную европу. Однако достаточно лишь просмотреть ее историю, как станет понятно — культуры в европе никогда не было и нет, не считая отдельных действительно культурных личностей, живших и живущих на ее территории. Начнем с известных нам по истории мировых центров варварства, как Древняя Греция и Рим. Там процветало рабство, означающее разбойничие нападения на соседние страны и паразитирование на использовании рабского труда, гладиаторство и все пороки, какие только возможны. В Спарте даже младенцев не щадили, уничтожали всех, кто не проходил определенную кондицию. Вряд ли это можно назвать культурой, а их культурными людьми. Затем яркая страница истории — насаждение христианства огнем и мечом. Трудно представить себе, что в этом может присутствовать хоть какая-то культура — убивать других ради внедрения своей идеологии. Однако это насилие прошло не только по европе, но и по нашей территории. Затем мы изучали крестовые походы рыцарей-бандитов, грабивших соседние страны и нападавших не только на святую землю, но и на наши территории тоже, убивавших людей и даже сжигавших детей на кострах. Культурными этих «рыцарей» не назовешь. Затем мы знаем о распространении из европы холеры и чумы из-за нечистоплотности «культурных» европейцев. Новая яркая страница истории — инквизиция, возникшая опять же в европе и сжигавшая живыми на кострах миллионы людей, большей частью, женщин. Общее количество уничтоженных инквизицией — 900 000 000 человек. За все войны на земле, наверное, не было уничтожено столько людей, как их зверски уничтожила католическая церковь. Следующая кровавая страница — завоевание новых территорий с развитием мореплавания. Это истребление коренного населения Центральной и Южной Америки. А также пиратство — грабеж и убийства на море, которые были официально разрешены английской королевой, лишь бы давали ей ее долю. На этом, собственно, и поднялись самые богатые люди Англии. А потом эти же люди, захватив новую колония — Америку истребили 100 000 000 коренного населения и вывозили негров из Африки, делая их рабами, заставляя работать на плантациях, замучив и уничтожив также миллионы негров. Также мы знаем о бесконечных междоусобных войнах в европе — жить в гармонии «культурные» европейцы явно не желали, стремясь набить свои карманы за чужой счет. А также не будем забывать о кровавых французских революциях, по сравнению с которыми наша революция 1917 года просто мирный переворот прогнившей и несостоятельной власти. И вспомним об их Наполеоне, захватившем всю европу и мечтавшем покорить Россию. И совсем уж недавно по историческим меркам — две мировые войны, унесшие также миллионы жизней. А во второй мировой войне в европе расцвел новый порядок или новая «культура» — фашизм, который также, как во все века идеологически обосновывал стремление его лидеров к мировому господству. Как вам история европы, впечатляет своей «культурой»? Не говоря уже о том, что даже сейчас, в так называемое демократическое время, много стран европы имеют монархическое устройство, как Королевство Великобритании, Княжество Андорра, Королевство Бельгия, Королевство Дания, Королевство Испания, Княжество Лихтенштейн, Герцогство Люксембург, Княжество Монако, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Королевство Швеция. Что это означает в «культурной» европе? Во-первых, все мы знаем, как корабль назовешь, так он и поплывет. Во-вторых, это означает желание правящих кругов этих стран вернуть реальное содержание этих названий в подходящее время, т.е. опять сделать людей своими рабами или данниками. Они, конечно же, объясняют этот атавизм любовью к прошлому и консерватизмом. Но на деле они законсервировали эти названия в надежде на то, что их родовая власть к ним вернется в полном объеме. Ведь капитализм, в котором живет почти весь мир, всегда будет стремится к рабовладельческому устройству государства, как наиболее экономически выгодному для правящей монархической власти.

    Вот, что мы имели в прошлом и имеем в настоящем в так называемой «культурной» европе. Вся их «культура» не более, чем страх перед наказанием, а не душевная потребность в гармонии. И это настоящее их варварское нутро, как нельзя точно проявило себя в годы войны в поведении солдат и офицеров варварских, разбойничьих фашистских армий.

    Чтобы ответить на главный вопрос образования — какой образ формировать в человеке, нужно отталкиваться не от сегодняшних веяний, насаждаемых чуждой нам культурой, а от собственной культуры, имеющей многомиллионные корни лет и БОГАтейшее наследство.

    Давайте для начала посмотрим, что предлагает нам чуждая культура западных ценностей в так называемой высокоцивилизованной стране. Вот интересная статистика, собранная департаментами полиции и народного образования в городе Фулертон, штат Калифорния, США.

    Основные проблемы в школе

    1940 1998

    разговаривают на уроках употребление наркотиков

    жуют жвачку употребление алкоголя

    шумят беременности

    бегают по коридорам самоубийство

    не соблюдают очередей изнасилования

    одеваются не по правилам ограбления

    сорят в классах избиения

    Так что же нам насаждают эти так называемые «культуры» западного образца.

    Культура это не только балет, живопись и театр, это еще и цельная, высокоорганизованная, функциональная система единого общественного организма. А знаем ли мы цель своей культуры?

    А теперь вернемся к своей культуре или тому, что осталось нам от наших предков. Понятно, что есть человечество, состоящее из разных народов с разной «родословной». Славяне и русские, например, имеют совершенно разную историю и культуру, не похожую на европейскую. Т.е., если сравнить человечество с семьей, то каждый народ обладает своей индивидуальностью, своими характерными чертами, своим потенциалом, который можно и нужно раскрыть для самореализации так же, как это нужно каждому человеку для выполнения своего предназначения на этой земле. Каков же наш потенциал, как славян и русских. Тысяча лет христианства от миллиона лет составляет всего лишь одну тысячную долю, а от многих миллионов лет совсем ничтожную, крошечную часть. Понятно, что христианство — чуждая нам религия, в которую людей заставили поверить под страхом смерти. Главный завет Иисуса Христа — любите всех никак не противоречил внутренней нашей культуре, но и ничего нового нам не дал. Тем не менее, нам удалось взять из нее много положительного и в нашей стране было много святых, показавших пример человечности. Но нашего потенциала христианство не открывает. И это понятно, потому что изначально ее распространение имело сугубо материальные причины — славяне должны были стать рабами для «культурной» европы. И не случайно в основных европейских языках слово «славянин» очень похоже или имеет тот же корень, что и слово «раб»:

    SLAV — СЛАВЯНИН — английский

    SLAVE — РАБ, НЕВОЛЬНИК — английский

    SКLAVE — РАБ, НЕВОЛЬНИК — немецкий

    ЕSСLAVE — РАБ, НЕВОЛЬНИК — французский

    Но на Руси никогда не было рабства и оно противно нашей душе. То же законодательное рабство, которое было оформлено крепостным правом для помещиков над крестьянами, всегда служило причиной бунтов и восстаний, в том числе и восстания декабристов. И только Россия всегда боролась с очагами работорговли, как в Крыму. так и в Средней Азии. Также отрицательным моментом в христианстве является то, что люди представлены в нем, как Божьи рабы. А с другой стороны, говорится, что мы — дети Божьи. Но разве какой-то отец считает своего ребенка своим рабом? И требует кланяться себе? В Евангелии же мы знаем, что Христос, как живой Бог никогда не называл своих последователей рабами и не требовал от них рабского отношения к себе. Поэтому, нетрудно сделать вывод, что все это к Богу не имеет никакого отношения, а придумано самой церковью для своих прихожан, чтобы легче было ими управлять. Ведь тогда никто из них не предполагал, что славянам тоже навяжут эту религию.

    Когда-то Васнецов сказал, что: «Плох тот народ, который не знает, не помнит и не любит свою историю».

    ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

    ЭТО ТОТ, У КОТОРОГО

    САМАЯ ДЛИННАЯ

    ПАМЯТЬ

    Фридрих Ницше

    А у нас всегда говорили и называли тех, кто забыл свою историю — «Иванами, родства не помнящими».

    И действительно, знание истории всегда поможет найти ответ на происходящее в настоящем. Ведь, как говорится: «Все новое есть хорошо забытое старое». Но, где нам искать свою историю? Это самый сложный вопрос, т.к. история всегда была самой политизированной наукой и переписывалась всегда в угоду правящему классу. Но, тем не менее, «ищите и обрящете». Например, Всеясветная Грамота Руси Великой обнаружена в 1979 году А.Ф.Шубиным-Абрамовым. Самая же главная ценность нашей истории, которую невозможно уничтожить — это наш русский волшебный язык. 147 букв Всеясветной грамоты, существовавшей еще за много тысячелетий до Рождества Христова, начертаны на горизонтальных линейках, подобно современному нотному письму. Определенное расположение знаков на линейках соответствует определенным физическим и духовным понятиям. Человек изначально был создан, как совершенное существо. Для того, чтобы понять, каким величием оперировали наши предки достаточно привести простой пример — одна из самых малых частиц времени славяно-арийских народов называлась СИГ и изображалась она руной в виде молнии. Наиболее быстрое перемещение с одного места на другое определяется, как 1 сиг. Чему же равен 1 сиг в современных единицах времени? Ответ заставляет задуматься любого. В 1 секунде содержится 300 244 992 сига. А 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электронно-магнитной волны атома цезия, взятого за основу современных атомных часов. 1 сек. = 300 244 992 сига. У нас было много видов письменности: криптограммы, праруна из 256 рун, этрусское письмо, святорусское письмо или буквица, глаголица или торговое письмо, которое использовалось для оформления сделок и торговых договоров. Это, наконец, черты и резы, от слов чертить и резать. Его еще называли берестяным письмом. Оно было простым и повсеместно использовалось для бытовых записей и сообщений. Язык был один — русский. А вот способов записи было множество. Также не будем забывать, что Русь иностранные путешественники называли Гардарики — страной городов, а это значит, что и первые города появились у нас, а не в европе. Нам еще предстоит открывать все способности и возможности, скрытые в нашем потенциале, потенциале нашей древнейшей культуры.

    Идти в европу и быть там рабом или похожим на кого-то, это значит, потерять свою индивидуальность, как древнейшего народа. А вот изучение наследия предков может привести к потрясающим открытиям. Но начинать нужно с языка, внимательнее к нему всматриваться и открывать значения многих слов, которых не найти ни в каком словаре, ведь русский язык образный, а европейские языки утратили образность, оставшись просто символьными, т.е. их слова не имеют никакого сакрального смысла, они просто, как бирки или ярлыки, которые в любой момент могут заменить на другие, что легко заметно. Например, раньше в английском слово красивый было — nice, теперь — glamur или smart, умный был — intelligent, теперь — clever. Словари же дают только символьное значение или дословное, но не имеют никакого понятия об их глубинном смысле. И нет никакого сомнения в том, что именно русский язык и был тем единственным, изначальным и истинным языком на нашей планете до наказания людей Богом и введения им множества языков для разделения людей. Иначе говоря, русский язык — это универсальный декодер всего, что существует во Вселенной. Вот, кстати, в подтверждение того, что именно русский язык был одним языком на планете является следующий эксперимент.

    Увидеть цельность нашего мироздания можно, если восстановить нашу глубинную память. Одним из доступных способов восстановления является бережное отношение к слову. Слово — это символ, выражающий образ. Несколько лет назад международная группа специалистов провела эксперимент, результаты которого ученый академический мир предпочитает не афишировать. Для опыта были использованы слова разных языков, славянину и англоязычному человеку сообщали в закодированном виде слова на разных языках, но слова одного значения, например, ПЁС, DOG, HUND, CANIS и т.д. Событием эксперимента стали показания датчиков, установленных над речевой зоной мозга, они фиксировали соответствующий резонанс только при воспроизведении слова ПЕС. Вывод был очевиден — вся сложная система преобразования символов в химические элементы организма имеет русский декодер.

    Нельзя не коснуться понятия ЦИВИЛИЗАЦИЯ, т.к. нетрудно заметить, что цивилизация является врагом культуры и именно из самых цивилизованных стран исходит обычно угроза всему миру и всей человеческой культуре. Вспомним самое развитое и цивилизованное государство европы перед первой мировой — это была Германия. Перед второй мировой тоже Германия и Япония в Азии. Сейчас — это США и эта страна также участвует в разжигании войн по всему миру, неся угрозу всем культурам и человечеству в целом.

    Культура — понятие глубинное и функциональное, она рождает многообразие, предполагает неравенство и неповторимость личностей. А цивилизация стремится к равенству, стандарту и унификации. Культура являет собой духовную и материальную ценность, цивилизация же исключительно материальную. Цивилизация предполагает повышение комфортности жизни, а в условиях капиталистического мира — как можно большее потребление, как можно большего разнообразия товаров. Для потребительского общества счастливый человек — враг номер один. А идеальный член общества — несчастливый, депрессивный, больной, как можно большими болезнями, с плохим зрением и чрезмерным аппетитом, курящий, пьющий, употребляющий всевозможные наркотики и стимулирующие препараты идиот, не умеющий думать, но четко выполняющий все инструкции, пользующийся всеми средствами цивилизации. Эдакий полиглот товаров, продуктов, напитков и лекарственных средств. Цивилизация идет по пути количества, считая, что наибольшее количество исполненных желаний и потребностей даст человеку наибольшее удовлетворение и счастье. Культура идет по пути качества, считая, что только качество эмоций определяет качество жизни и приближение к счастью. Когда-то в нашем социалистическом обществе было модным такое выражение: «Вежливость — это то, что стоит очень дешево, а ценится очень дорого». Это и есть качество эмоций. Мы сказали хорошее слово другому человеку, ему приятно и в нас отражается его радость — нам тоже РАдостно. Или заметили что-то красивое вокруг нас и сразу свет в душе появился.

    Культура — это также и творчество, саморазвитие и самосовершенствование.

    Итак, культурный человек должен, прежде всего, быть представителем своей родной культуры, культуры своих предков и пращуров. Он должен изучать и беречь свой язык от его искажения, подмены его понятий и засорения его иностранными ничего не значащими словами.

    Культура — это основное наследие предков, а образование — часть культуры. И образование подразумевает самим своим словом какое-то обучение. Но главный образ образованного человека — это знание, понимание, сохранение и следование своей культуре, уважение и любовь к ней и любой другой культуре, потому что наследие предков может дать нам то, чего не даст никакая цивилизация. А славяне, как известно, были сильны именно своей незримой связью поколений — предков и потомков. В нашей культуре уже заложено бережное отношение к природе и ко всему сущему, а стремление помогать другим или, иначе говоря, мессианство, бесспорно, является одним из характерных качеств русских людей.

    Итак, что входит в «образ» образованного человека?

    1. Знание и понимание Света истины, следование путем правды в своей жизни. Умение создавать гармонию, как внутреннюю, так и внешнюю. Уважение и любовь ко всему сущему.

    2. Понимание единства всего мироздания, цельности мира и создание цельности самого себя — быть настоящим.

    3. Знание и понимание своей культуры, ее цели и следование этому. Преданность своей стране.

    4. Внимательное и бережное отношение к русскому языку, обращение к нему за ответами на вопросы. Ведь, как мы говорим, так и живем.

    5. Умение учиться, трудиться и отдыхать.

    6. Чувство красоты и гармонии. Умение замечать красоту и позитив вокруг себя и помогать другим.

    7. Умение управлять своим вниманием и временем. Личная эффективность.

    8. Умение воспринимать и анализировать информацию, думать, размышлять и создавать собственное мнение по любому вопросу.

    9. Творческое отношение к любому вопросу, т.е. желание использовать свои знания для создания чего-то более лучшего, чем есть сейчас.

    10. Быть осознанным, не позволять манипулировать своим вниманием, эмоциями, мыслями.

    Повторюсь, что охватить все в одном комментарии невозможно, поэтому рассчитываю на диалог и, возможно, дальнейшее продвижение в этой интересной, но и непростой теме.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, большое Константин за Ваше столь подробное и интересное дополнение к теме Образование.

      На мой взгляд, очень важно иметь возможность видеть и общаться с носителями культуры. Ведь, можно обладать знаниями истории,культуры, но при этом оставаться лишь энциклопедистом.

      Мне очень понравилась притча «Свет души», встреча с человеком светлой души — дает многое, в том числе и правильные ориентиры.

      И очень хотелось бы чтобы таких людей было больше. Собственно это и есть тот образ к которому стоило бы стремиться, по моему мнению.

      Не обязательно переделывать весь мир, достаточно создать этот светлый мир в своем окружении. Чтобы твое ближайшее окружение становилось лучше, а соответственно и оно будет формировать следующий круг доброго и светлого.

      Нужны такие примеры, они есть и в книгах и в фильмах (правда в более ранних). Но лучше чтобы в жизни встречались эти носители культуры, которые на своем примере показывают тот образ, который несет свет.

      Общаясь с такими людьми (или даже просто читая их) сам становишься светлее и чище, и возможно именно это общение заставит многих подумать о своем развитии. А также и о тех знаниях, к которым стоит приложить усилия. К знаниям которые делают человека лучше.

      По сути, образ человека в притче «Свет души» — именно тот, который хотелось бы видеть. Весь вопрос — как удается этого достичь.

      Еще раз спасибо Вам!

  4. Константин:

    Спасибо, Николай за такой хороший отзыв! Если вы помните, то в первом комментарии я приводил выдержки из высказываний Льва Толстого о педагогике, в которых он тоже подчеркивал, что нужно выСВЕТить в ученике то, что в нем есть. И в дедушкиной книге «Военные Инженеры» есть много примеров таких светлых людей, поэтому и читать эту книгу можно с любого места. И, занимаясь в свое время суфийскими техниками,вспоминаю, что там тоже исправление чего-то или исцеление человека связывалось с тем, чтобы увидеть в объекте или субъекте свет. А сейчас не могу не поделиться прекраснейшей статьей ОШО о красоте, о том, как ее можно замечать там, где раньше никогда не видел.

    ОШО

    «Обратись к поэзии».

    Фактически есть множество вещей, которые нельзя выразить на западных языках, потому что восточный подход к реальности — в своей основе, в своей сути, по внутреннему существу другой. Иногда бывает так, что на одни и те же вещи можно посмотреть и с восточной, и с западной стороны, и на поверхности заключения могут выглядеть сходными, но так не бывает. Если пойти немного глубже, если копать немного глубже, обнаружатся большие различия — не обычные различия, но необычные.

    Только вчера я читал известное хайку Басе, дзэнского мистика и мастера. Для западного ума или ума, образованного на западный лад, это не покажется великой поэзией. А сейчас весь мир образован на западный лад; Запад и Восток исчезли — в том, что касается образования.

    Слушайте очень внимательно, потому что это не то, что вы называете великой поэзией, но это великое прозрение — что гораздо более важно. В этом есть безмерная поэзия, но чтобы почувствовать эту поэзию, вы должны быть очень тонкими. Интеллектуально ее понять нельзя; это можно понять только интуитивно.

    Вот это хайку:

    Когда я смотрю внимательно,

    Я вижу подорожник,

    Цветущий у ограды!

    Кажется, в этом нет ничего от великой поэзии. Но давайте подойдем к этому с большей симпатией, потому что Басе переведен на английский язык; его собственный язык имеет совершенно другие текстуру и аромат.

    Подорожник — это очень обычный цветок, он растет сам собой у дороги, это цветущая трава. Она такая обычная, что никто никогда на нее не смотрит. Это не драгоценная роза, это не редкий лотос. Легко увидеть красоту редкого лотоса, плавающего в озере, — голубой лотос... как можно его не увидеть? На мгновение тебя обязательно захватит его красота. Или прекрасная роза, танцующая на ветру, на солнце... на долю секунды она захватывает тебя. Она ошеломляет. Но подорожник — очень обычное, распространенное растение. Ему не нужны ни уход, ни садовник; он растет сам по себе, где угодно. Чтобы внимательно рассмотреть подорожник, нужен медитирующий, нужно очень деликатное сознание; иначе ты пройдешь мимо, не заметив его. У него нет очевидной красоты, его красота глубока. Его красота — красота очень обычного, но само обычное содержит в себе необычное — даже цветок подорожника. Ты его упустишь, если только не проникнешь в него сочувствующим сердцем.

    Впервые прочитав Басе, ты удивишься: «Что такого важного можно сказать о подорожнике, цветущем у ограды?»

    В стихотворении Басе последний слог — по-японски кана — переводится как восклицательный знак, потому что у нас нет никакого другого способа его перевести. Но кана значит: «Я изумлен!» Откуда берется эта красота? Приходит ли она из подорожника? — потому что тысячи людей прошли мимо, и никто, может быть, никогда не посмотрел на этот маленький цветок. А Басе захватила его красота, он перенесен в другой мир. Что произошло? На самом деле это не подорожник, иначе он привлекал бы глаз каждого. Это прозрение Басе, его открытое сердце, его сочувствующее видение, его медитативность. Медитация — это алхимия: она может превращать грубые металлы в золото, она может превратить подорожник в лотос.

    Когда я смотрю внимательно...

    И слово внимательно значит интенсивно, с осознанностью, преднамеренно, медитативно, с любовью, с заботой. Человек может смотреть совершенно без заботы, и тогда он упустит всю суть. Слово внимательно нужно помнить во всех его значениях, но корень этого слова означает медитативность. А что это значит, если ты что-то видишь медитативно? Это значит без ума, смотреть без ума, без облаков мыслей в небе сознания, без проходящих воспоминаний, без желаний... вообще ничего, сущая пустота.

    Когда ты смотришь в таком состоянии не-ума, даже цветок подорожника переносится в другой мир. Он становится райским лотосом, он больше не часть земли; незаурядное найдено в заурядном. И это путь будды. Найти незаурядное в заурядном, найти все в сейчас, найти целое в этом — Гаутама Будда называет это татхатой .

    Хайку Басе — это хайку татхаты . Этот подорожник — увиденный с любовью, с заботой, сердцем, безоблачным сознанием, в состоянии не-ума, — и человек изумлен, человек в благоговейном трепете. Возникает великое удивление: как это возможно? Этот подорожник... если возможен подорожник, возможно все. Если подорожник может быть таким красивым, Басе может быть Буддой. Если подорожник может содержать такую поэзию, тогда каждый камень может стать проповедью.

    Когда я смотрю внимательно, я вижу подорожник, цветущий у ограды!

    Кана — я изумлен! Я потерял дар речи; я ничего не могу сказать о его красоте — я могу на нее лишь намекнуть.

    Хайку просто намекает, хайку только указывает — очень косвенным путем.

    Похожую ситуацию можно найти в знаменитой поэзии Теннисона; если их сравнить, это вам очень поможет. Басе представляет интуитивное, Теннисон — интеллектуальное. Басе представляет Восток, Теннисом — Запад. Басе представляет медитацию, Теннисон — ум. Они кажутся похожими, и иногда поэзия Теннисона может показаться более поэтичной, чем поэзия Басе, потому что она пряма, она очевидна.

    Цветок в потрескавшейся стене,

    Я вырываю тебя из трещины,

    Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке,

    Маленький цветочек...

    Если бы я мог понять,

    Что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем,

    Я знал бы, что такое Бог и человек.

    Прекрасный отрывок, но ничто в сравнении с Басе. Давайте посмотрим, в чем Теннисон совершенно отличается.

    Во-первых: Цветок в потрескавшейся стене, я вырываю тебя из трещины...

    Басе просто смотрит на цветок, не вырывает его. Басе — это пассивная осознанность — Теннисон активен, насильствен. Фактически, если на тебя действительно произвел впечатление этот цветок, ты не можешь его сорвать. Если цветок достиг твоего сердца, как ты можешь его сорвать? Сорвать его значит разрушить, убить — это убийство! Никто не думал, что поэзия Теннисона — это убийство, но это убийство. Как можно разрушить что-то такое красивое?

    Но именно так действует ум; он разрушителен. Он хочет владеть, а владение возможно только в разрушении.

    Помни, каждый раз, когда ты кем-то или чем-то владеешь, ты что-то или кого-то разрушаешь. Ты владеешь женщиной? — ты разрушаешь ее, ее красоту, ее душу. Ты владеешь мужчиной? — он больше не человеческое существо; ты низводишь его до объекта, до товара.

    Басе смотрит «внимательно» — просто смотрит, даже не пристально всматривается. Только взгляд, мягкий, женственный, словно он боится причинить подорожнику боль.

    Теннисон вырывает цветок из трещины и говорит:

    ... Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке, маленький цветочек... Он остается отдельным. Наблюдаемое и наблюдатель нигде не сливаются, не сплавляются, не встречаются. Это не любовный роман. Теннисон нападает на цветок, вырывает его с корнем и всем сущим, держит его в руке.

    Ум чувствует себя хорошо со всем, чем он может владеть, что он может контролировать, держать в руке. Медитативное состояние сознания не интересует владение, держание, потому что все это пути насильственного ума.

    И он говорит: " маленький цветочек " — цветок остается маленьким, сам он остается на высоком пьедестале. Он — человек, он — великий интеллектуал, он — великий поэт. Он остается в своем эго: «маленький цветочек».

    Для Басе нет речи о сравнении. Он ничего не говорит о себе, как будто его вообще нет. Нет никакого наблюдателя. Так велика красота, что она приносит трансценденцию. Вот цветок подорожника, цветущий у ограды, — кана – и Басе просто изумлен, потрясен до самых корней своего существа. Красота ошеломляет. Вместо того чтобы владеть этим цветком, он захвачен им. Он тотально сдается красоте этого цветка, красоте этого мгновения, благословению здесь и сейчас.

    Маленький цветок, — говорит Теннисон, — если бы я только мог понять...

    Это одержимость стремлением понять! Восхищения недостаточно, любви недостаточно; должно быть понимание, должно быть произведено знание. Не прибыв к какому-то знанию, Теннисон не может расслабиться. Цветок превратился в знак вопроса. Для Теннисона это знак вопроса, для Басе — восклицательный знак.

    И между ними огромная разница — знак вопроса и знак восклицания.

    Для Басе любви достаточно. Любовь — и есть понимание. Может ли быть большее понимание? Но Теннисон, кажется, ничего не знает о любви. Есть только его ум, жаждущий знания.

    Если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем...

    Ум — это неизменный перфекционист. Ничто не должно оставаться непознанным, ничему нельзя позволить оставаться неизвестным и таинственным. Корень и все сущее, все во всем должно быть понято. Пока ум не знает всего, он остается в страхе, — потому что знание дает власть. Если есть что-то таинственное, ты обречен оставаться в страхе, потому что таинственное нельзя контролировать. А кто знает, что скрывается в таинственном? Может быть, враг, может быть, опасность, какая-то угроза? И знает, что это с тобой сделает? Прежде чем это что-то сделало, его нужно понять, его нужно узнать. Ничто не должно оставаться таинственным.

    Но тогда исчезает вся поэзия, исчезает вся любовь, исчезает вся тайна, исчезает все удивление. Исчезает душа, исчезает песня, исчезает празднование. Все познано — тогда нет ничего ценного. Все познано — тогда нет ничего, что чего-нибудь стоит. Все познано — тогда в жизни нет никакого смысла, никакой важности. Увидь этот парадокс: сначала ум говорит: «Узнай все!» — а потом, когда ты узнаешь, ум говорит: «В жизни нет никакого смысла».

    Ты разрушил смысл, а теперь жаждешь смысла. Ум очень разрушителен в отношении смысла. И поскольку он настаивает, что все должно быть познано, он не может допустить третьей категории, непознаваемого, которое остается непознаваемым вечно. А именно в непознаваемом — смысл жизни.

    Все великие ценности: красота, любовь, Бог, молитва — все, что только есть действительно важного, что делает жизнь достойной того, чтобы жить, составляет третью категорию: непознаваемое — чудо. Непознаваемое — это другое название Бога, другое название таинственного и чудесного. Без него в твоем сердце не может быть никакого удивления — а без удивления сердце — это вообще не сердце, и без благоговейного трепета ты теряешь нечто безмерно драгоценное. Тогда твои глаза полны пыли, они теряют ясность. Тогда птица продолжает петь, но на тебя это не влияет, в тебе ничто не шевелится, твое сердце не тронуто, потому что ты уже знаешь объяснение.

    Деревья зелены, но их зелень не превращает тебя в танцора, в певца. Она не порождает поэзии в твоем существе, потому что ты знаешь объяснение: хлорофилл делает деревья зелеными. Тогда от поэзии не остается ничего. Когда есть объяснение, поэзия исчезает. Все объяснения утилитарны, они не относятся к предельному.

    Если ты не доверяешь непознаваемому, как тогда ты можешь сказать, что роза красива? Где ее красота? Это не химический компонент розы. Розу можно проанализировать, но ты не найдешь в ней никакой красоты. Если ты не веришь в непознаваемое, ты можешь произвести вскрытие человека, посмертно — и не найдешь в нем никакой души. И ты можешь продолжать искать Бога, и нигде его не найдешь, потому что он всюду. Ум продолжает его упускать, потому что уму хочется, чтобы он был объектом, а Бог не объект.

    Бог — это вибрация. Если ты настроен на беззвучный звук существования, если ты настроен на звук хлопка одной ладонью, если ты настроен на то, что индийские мистики назвали анахат — предельная музыка существования, если ты настроен на таинственное, ты узнаешь, что есть только Бог, и нет ничего другого. Тогда Бог становится синонимом существования.

    Но эти вещи нельзя понять, эти вещи нельзя низвести до знания — и именно в этом Теннисон упускает, упускает всю суть. Он говорит:

    Маленький цветочек — если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем, я знал бы, что такое Бог и человек.

    Но все это «бы» и «если».

    Басе знает, что такое Бог и человек, в этом восклицательном знаке — кане. "Я изумлен, я удивлен... подорожник цветет у ограды! "

    Может быть, это ночь полнолуния, или, может быть, раннее утро — я вижу реального Басе, стоящим у обочины дороги, неподвижно, словно у него остановилось дыхание. Подорожник... и так красиво. Все прошлое ушло, все будущее исчезло. В его уме больше нет вопросов, лишь чистое изумление. Басе стал ребенком. Снова эти невинные глаза ребенка, смотрящие на подорожник, внимательно, любяще. И в этой любви, в этой заботе есть совершенно другого рода понимание — не интеллектуальное, не аналитическое. Теннисон интеллектуализирует все это явление и разрушает его красоту.

    Теннисон представляет Запад, Басе представляет Восток. Теннисон представляет мужской ум, Басе — женский. Теннисон представляет ум, Басе — не-ум.

    А. БЛОК

    РУСЬ

    Ты и во сне необычайна.

    Твоей одежды не коснусь.

    Дремлю — и за дремотой тайна,

    И в тайне — ты почиешь, Русь.

    Русь опоясана реками

    И дебрями окружена,

    С болотами и журавлями,

    И с мутным взором колдуна.

    Где разноликие народы,

    Из края в край, из дола в дол

    Ведут ночные хороводы

    Под заревом горящих сел.

    Где ведуны с ворожеями

    Чаруют злаки на полях,

    И ведьмы тешатся с чертями

    В дорожных снеговых столбах.

    Где буйно заметает вьюга

    До крыши утлое жилье,

    И девушка на злого друга

    Под снегом точит лезвее.

    Где все пути и все распутья

    Живой клюкой измождены,

    И вихрь, свистящий в голых прутьях,

    Поет преданья старины...

    Так я узнал в моей дремоте

    Страны родимой нищету,

    И в лоскутах ее лохмотий

    Души скрываю наготу.

    Тропу печальную, ночную

    Я до погоста протоптал,

    И там, на кладбище ночуя,

    Подолгу песни распевал.

    И сам не понял, не измерил,

    Кому я песни посвятил,

    В какого бога страстно верил,

    Какую девушку любил.

    Живую душу укачала,

    Русь, на своих просторах, ты,

    И вот — она не запятнала

    Первоначальной чистоты.

    Дремлю и за дремотой тайна,

    И в тайне почивает Русь,

    Она и в снах необычайна.

    Ее одежды не коснусь.

    24 сентября 1906

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Константин!

      Прочитал с удовольствием.

      Действительно мы перестали видеть прекрасное в обычных вещах.

      По Гурджиеву мы спим, но встреча с природой может помочь проснуться хотя бы на время. Стоит только захотеть увидеть ее красоту.

      С уважением, Николай.

  5. Константин:

    Есть люди — «закаты»

    и люди — «рассветы».

    Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы»,

    Одни с негативом, другие – с «приветом».

    Но те, что с «приветом» — улыбчивы часто,

    А те, что «закаты», обычно несчастны.

    С одними общаясь, ты чувствуешь холод,

    С другими и в семьдесят, кажется, молод.

    И ты от одних заряжаешься светом,

    С другими его круглосуточно нету.

    Но, если отдать человеку – «закату»

    Кусочек тепла, что исчезло когда-то,

    А не обвинять, что тоскливо на сердце,

    Он тоже захочет и греть и согреться.

    Ведь людям – закатам, как людям – рассветам,

    Хотелось бы к счастью пройти за билетом,

    Но просто любить бескорыстно боялись,

    Поэтому злились и больно кусались.

    И люди – рассветы становятся тоже

    Людьми с негативом, на тучу похожих…

    Когда благодарность в душе исчезает,

    То небо рассветы в закат превращает.

    Я тоже порою бываю на взводе,

    Но знаю, с рассветом печали уходят.

    И пусть кто-то скажет: «Но он же с приветом…»

    Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы».

    автор: Ирина Самарина-Лабиринт.

    • Николай Медведев:

      Спасибо, Константин!

      Прекрасные стихи.

      Сразу примерил к своему окружению. Хватает и тех и других, но все же людей-рассветов больше.

      С уважением, Николай.

  6. Константин:

    Несколько лет спустя прочтения этой статьи ОШО со мной произошел такой же опыт, но, как мне кажется, еще более необычный, т.к. речь идет не о красоте цветка,хоть и неприметного, а о еще более обычном явлении, в котором даже подозревать красоту сложно.

    Было это уже не скажу точно когда, но, учитывая, как быстро бежит время, не ошибусь, если скажу, что примерно год назад. Я был дома и оказался около окна во двор между домами. Напротив был другой дом, вдоль которого росли высокие тополя, почти в высоту девятиэтажек. Был ветер и тополя качались, шелестя листьями. Обычная картина, смотреть не на что. Но в тот момент, когда я посмотрел в окно и увидел один из тополей, качающийся на ветру и шелестевший листьями, я не мог оторвать от него взгляд. Мое состояние в тот момент можно, наверное, назвать, как очарованние этим тополем или, иначе говоря, сказать, что в тот момент у меня произошло какое-то просветление. Потому что я увидел то, чего никогда раньше ни в одном дереве не видел. Мне даже трудно подобрать слова, какие бы эпитеты я не использовал, они все равно не смогут передать того величия, той необычайной красоты слаженного организма в его гармоничном и великолепном движении. Качание дерева и шелест его листьев было таким божественно красивым, что иначе, как симфонией я это назвать не могу. Это было потрясающе. Могучее дерево и бесчисленное множество его листьев производили такое синхронное, слаженное и необычайно гармоничное и в то же время величавое движение, что не было никаких сомнений — у него есть великолепный дирижер. Это была божественная музыка, выраженная в движении. Балет это же тоже музыка в движении, но все же движения людей в балете не такие естественные и гармоничные, в них есть резкость, импульсивность, какие-то кванты движений с переходами от одного движения к другому. Здесь же все было слитно, непрерывно и в то же время изменчиво, но без резких переходов, плавно и торжественно. Конечно, во взлете ракеты тоже есть своя красота, но восход солнца также являясь движением тела, хотя и небесного по своей плавности, непрерывности и естественности производит совсем другое впечатление, чем движение ракеты.

    Так и с тополем, его качание и шелест его листьев создавали такую красоту движения, что было ясно — красивее быть не может, т.к. это естественная, самая совершенная, природная красота. Я был полностью захвачен этой красотой и так же, как Басе потерял дар речи. И уж, конечно, меня так же, как и Басе, совершенно не волновало устройство этого движения, его тайна. И, как сказал Блок в своем стихотворении о Руси, ее одежды я не коснусь. Да и в самом деле в тот момент мне больше ничего не нужно было, лишь бы это движение продолжало существовать и им можно было любоваться.

    Что я еще могу сказать? Я считаю это переживание, так же, как и остановку внутреннего диалога самыми необычными переживаниями в жизни.

    Это можно сравнить со стереокартинками, если ты знаешь, что это такое. Есть такие картинки, которые улучшают зрение, но на которые нужно смотреть не так, как мы обычно смотрим, а совсем по-другому и тогда в них начинаешь видеть то, что даже предположить вначале было совершенно невозможно, они становятся объемными, в них появляется много уровней по глубине и начальный вид картинки с этим уже не имеет ничего общего.

  7. Сергей:

    Образование есть обучение и воспитание...Как то так))) Вот только остается понять, что мы вкладываем в понятие воспитание? Кто нас воспитывает, в какой среде? Понятие морали, норм и т.д. А может стоит разложить понятие образования на малообразованый или хорошообразованый и тогда поймем? Можно говорить много и рассуждать еще больше, главное мне кажется человеку всегда стремится к совершенствованию как в познании большего, так и в совершенствовании своего отношения к окружающему миру с точки зрения воспитаности. До чего мы можем дойти в своих совершенствованиях? Никто не знает. Насколько огромна вселенная? Никто не знает. Прошу прощения за свой русский)))

Оставить комментарий