CqQRcNeHAv

Нестандартное чтение художественной литературы

 

 

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Есть вопросы от читателей, касающиеся чтения художественной литературы.

Художественных книг так много, хочется прочесть как можно больше.

Как может помочь скорочтение?

И может ли оно вообще помочь в этом случае?

Я лишь напомню, что скорочтение наиболее подходит для работы с нехудожественной литературой — технической, научной, деловой, новостной и тд.

Первое что стоит понять – это то, что навыки скорочтения помогут повысить общую скорость чтения.

Допустим вы читаете со скоростью 200 слов в минуту. Что тормозит вашу скорость ?

Мы уже знаем – проговаривание, регрессии (возвраты), малое поле зрения. Это привычки, сложившиеся с того момента, как мы учились читать. Их влияние можно снизить. И об этом говорилось в моих статьях здесь, здесь и здесь.

Поможет ли это – да поможет, скорость может повыситься с 200 до 300-400 слов/в минуту.

Добавим сюда словарный запас, антиципацию, некоторые технические приемы скольжения по строке, внимание и другие – доведем до 500 слов/минуту.

Можно ли читать с такой скоростью художественную литературу?

Да, можно. Правда на первых этапах будут упускаться/пропускаться описательные детали, но в принципе – смысл прочитанного будет понятен.

***

Часто упоминаются, что чтение напоминает просмотр кинофильма, — читаешь и как будто картинки перед глазами.

Безусловно, при чтении художественной литературы важно образное мышление. И его следует развивать, ведь не все люди- визуалы.

Но, учтем что картинки возникнут только после восприятия текста, а не сами по себе. Взглянул на страницу – и вот он кадр из фильма. Нет так не будет – все, что можно будет увидеть – это набор букв размером со страницу.

Пока у нас присутствует линейное восприятие информации –последовательно слово за словом – далее мозг дешифрирует их в образы.

Целостное восприятие – одномоментное – это следующий шаг и развитие целостного восприятия выходит за рамки техник скорочтения. Будем об этом помнить, как и то, что развитие целостного восприятия – может занять не один год.

Примеры великих читателей – это не примеры скорочтения, а скорее целостного восприятия.

Целостное восприятие – это в первую очередь наблюдательность. Сейчас вы в каждом объекте можете видеть – 10 деталей, при развитии наблюдательности — сотни.

Постепенно формируется навык целостного восприятия, это возможно и для текста. Но это отдельная тема.

Поэтому я не рекомендую слишком обольщаться по поводу различных методов, типа фоточтения и др.

***

Итак, чисто технически мы можем прочесть со скоростью 500 слов/минуту сплошным чтением, т.е. все слова текста.

Что это значит?

Страница книги содержит 250 слов. Т.е. за 1 минуту мы прочитаем 2 страницы.
В книге 300 страниц – прочтем за 150 минут, или за 2,5 часа.

Книга за 2,5 часа. Это много или мало? Все зависит от целей и свободного времени.
Но что самое главное – максимум это 1-2 книги в день. А ведь книг тысячи. Поэтому если вы хотите объять необъятное, то стоит присмотреться к целостному восприятию и не слишком уповать на возможности скорочтения.

Нестандартное чтение

Но, все же художественные книги можно читать еще быстрее.

Вспомним алгоритмы чтения художественной литературы. Об этом я писал в своей книге «Как прочесть все самое важное». Подробности упускаю, лишь напомню.

Первый уровень погружения – сюжет и фабула произведения.

Второй уровень – смысловой, отождествление с персонажами.

Третий уровень – отождествление с автором.

Так вот – первое прочтение может быть чисто отслеживанием сюжета. Скорость чтения – выше 500 слов/минуту. При этом упускаются детали, описательные моменты. Только сюжет и герои.

Читаем книгу в 300 страниц – за 1 час. В результате – понимаем в общих чертах – о чем книга, кто герои, чем началось и чем закончилось. Скорее это будет не чтение, а быстрый просмотр, поэтому не стоит сразу целый час читать таким образом. Это может вызвать дискомфорт и усталость, поэтому 5-10-15 минут – перерыв и тд.

Если сюжет «зацепил», и хочется деталей, более глубоко погрузиться в атмосферу, понять поступки героев их переживания – читаем второй раз. Скорость будет ниже – примерно 200-300 слов. Можно выделить для чтения наиболее значимые места книги.

Большинство книг, даже и не требует второго прочтения, достаточно знать сюжет в общих чертах. Но в то же время есть книги, которые стоит перечитывать всю жизнь

Добавим сюда несколько рецензий и отзывов других читателей. Все – книга прочитана, понята в целом, сопоставлено свое мнение с мнением других читателей.

Можно читать и так. Удовольствия от чтения, правда, меньше, но в принципе возможно.

Более быстрому чтению, будет способствовать- предварительный просмотр книги –«сканирование».

Цель: найти подсказки — о чем книга, кто персонажи, место описания, время действий. Одновременно вы оцените и уровень сложности текста, стиль автора.

Дальнейшее прочтение книги уже будет легче, соответственно и выше скорость.

Вспомните пример из жизни – новая дорога первый раз кажется такой длинной и долгой, а уже во второй и последующие – не такая уж и долгая. Восприятие времени – субъективно.

*****

Думаю, что такие эксперименты сложат у читателя понимание – зачем же я читаю художественную литературу. Или точнее – что я хочу получить от прочтения тысяч книг. И возможно это позволит понять, что достаточно и десяти, но более тщательно отобранных.

*****

Особенности художественной литературы

Художественная литература позволяет «опуститься на землю» к живому человеку, в отличии от теорий и философии, изложенных в нехудожественной литературе.

Живой человек с его страданиями и переживаниями, мыслями, чувствами, который к чему-то стремится, борется с окружающими обстоятельствами – все это позволяет лучше понимать и ценить и себя и других.

Но для этого надо вдуматься, вникнуть и понять – и персонаж и то, что же хотел передать автор.

Достаточно ли здесь знать только сюжет?

Или все же искать каких-то ответов на возникающие по жизни вопросы. Почему люди поступают так, а не иначе при различных обстоятельствах? Почему они чувствуют и переживают именно так?

Для этого нужно вникнуть и разобраться в душевных и иных качествах, в чертах характера, темперамента, воспитания.

Почему происходит именно так, — в чем влияние исторической эпохи и общественной жизни. Почему автор именно так описывает происходящее. Т.е. здесь уже вопросы относительно исторического периода и личности автора.

Но и этого мало, — в каком стиле пишет автор, почему именно это литературное направление, какие еще направления существовали в то время. Т.е. читатель становится и исследователем себя и других, автора, а также той эпохи, истории литературы.

Поэтому, когда читатели утверждают, что читают только для удовольствия, то невольно думаешь – как много они теряют, мало того что времени, но больше возможностей для своего развития.

Хотя и чтение для удовольствия имеет место быть – но тогда вопрос – зачем читать быстро, если получаешь удовольствие?

В целом же это вопрос – осознанности. Мы делаем что-то не потому что этого хотим, а потому что не знаем как по-другому, а чаще даже и не задумываемся об этом. Автоматическая жизнь – автоматическое чтение.

Я сделал попытку объяснить, что же можно получить от чтения художественного произведения (более полно это описание в серии моих статей на примере комедии «Горе от ума»).

Но в то же время я привел и алгоритм быстрого прочтения художественной книги. При желании можно использовать.

Надеюсь на Ваши комментарии по этой статье.

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста на кнопку соц сетей.

С уважением, Медведев Николай.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

Оставить комментарий