CqQRcNeHAv

Навыки пересказа текста–с чего начать?

Понять содержание текста, — это способность передать своими словами основные мысли, пересказать текст.
Основной этап обучения пересказу остался у многих в школьном периоде. И часть из нас, не получив методологических навыков пересказа, так и осталась на школьном уровне в своем «мастерстве пересказа».

Для многих пересказ – это механическое запоминание текста — «зубрежка». Прочитал раз, прочитал два раза, разбил на абзацы – затем попробовал пересказать, где не удается – подглядел. Вот собственно такой процесс, а в целом – неумение работать с текстом.

Вот лишь неполный список важных навыков работы с текстами: понимание текста, способность определять связь событий, находить причинно-следственные связи, выявлять основную мысль, определять второстепенные детали, размышлять над содержанием, находить то, что находится в подтексте, восполнять недосказанное автором и тд.

Завершающим шагом «идеального чтения» и критерием понимания является способность пересказать основной смысл материала.

Приведу простой подход к пересказу:
1. Прочитав текст, пересказываем – кто и что сделал.
2. Добавляем детали – когда, где, почему и как.

Это позволяет не запутаться в деталях и ориентирует сначала на конкретику (кто и что), а затем на детали. Начните с текстов, описывающих события, постепенно их усложняя.

*****
При чтении тестов больших размеров (например, деловые книги), на первом этапе необходимо бегло ознакомиться с текстом и понять его содержание в общем виде. О чем говорится в книге –в чем основная идея.

Затем, разделить текст на несколько крупных частей (структурировать). Часто авторы это уже сделали – в виде разделов и глав. Нам остается понять общую логику содержания и передать эту структуру в виде плана или Mind Map для лучшего запоминания.

Затем текст внимательно читается с целью понимания. А уже затем пересказывается — основные мысли и их логическая последовательность. При этом используется написанный от руки план и карта памяти.

*****
Умение пересказывать — это умение объяснять, а не механически повторять прочитанное. Объяснять с использованием жестикуляции, мимики, интонации. Столь широкий набор позволяет закрепить в памяти информацию надолго.

Эмоции часто помогают в восприятии информации, и позволяют даже совсем «сухой» текст, сделать интересным, например, используя приемы, описанные в статье «Эмоциональная память».

Заглядывать в текст нежелательно, именно процесс вспоминания усилит вашу способность запомнить текст.

Это вы можете наблюдать на таком примере: запомнить песню, постоянно заглядывая в текст или слушая ее несколько раз – очень сложно, но если пытаться начать самому вспоминать ее строчки, то запоминание будет успешным. Попробуйте, такой способ используют музыканты.

*****
Умение пересказывать прочитанное пригодится не только на экзаменах, это и способ поддержать беседу, аргументировать свои идеи перед руководством, подготовиться к докладу.

И не забыть, то что, уже прочитано. Ведь не секрет что у многих из нас прочитанная книга уже через неделю не оставляет никаких следов в памяти. Иногда это полезно – когда читаешь для развлечения, но если читаешь – для познания и развития, то жалко потерянного времени.

Пересказ расширяет наш словарный запас, мы сразу видим пробелы нашего Тезауруса и это мотивирует расширить наш кругозор.

Пересказ формирует способность аргументировать свои речи, ведь передать своими словами чужие мысли можно только понимая логику, того что хотел сказать их автор.

Важный навык, чтобы обратить на него внимание. Начните с пересказа небольших новостных заметок, двигаясь к более сложным текстам и думаю, вас заинтересуют более продвинутые методики. Часть из них мы рассматривали ранее, часть еще рассмотрим в будущем.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

Один комментарий к записи “Навыки пересказа текста–с чего начать?”

  1. Алексей:

    Действительно для многих пересказ текста это его «зубрежка» и механическое проговаривание.Я думаю главная причина этого в том, что нас так учат в школе, не уделяя внимание главному, пониманию того о чем пересказываешь. Ведь то что понято и осознано человеком остается с ним на всю жизнь, а то что вызубрено забывается уже через короткий промежуток времени.

Оставить комментарий