CqQRcNeHAv

Как читать нехудожественную литературу

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

И вновь тема – цели чтения. Начало здесь.

В предыдущей статье мы рассмотрели цели чтения художественной литературы, в этой рассмотрим нехудожественную.

*****
Как уже говорилось ранее – читать «от корки до корки» — пустая трата времени. У каждого чтения – есть цели. Тем более при чтении нехудожественной литературы.

Наша задача – поставить перед началом чтения цель. Это позволит эффективнее и быстрее находить в книге именно то, что необходимо. И чем более конкретна поставленная цель – тем лучше.

Какие цели обычно на слуху?

«Тщательно изучить эту книгу» — это очень размытая цель. Какой критерия «тщательности» ?

«Извлечь из книги все возможное» — эта цель не лучше предыдущей. Это не конкретные цели и они вряд ли помогут эффективному чтению.

«Все возможное» извлечь из книги крайне сложно и мы убедились в этом, проведя эксперимент, описанный здесь.  Для достижения такой цели нам придется перечитывать книгу не один раз, чтобы что-то не упустить. И каждый раз мы будем находить что-то новое. Поэтому это плохо определенная цель.

Но как понять, что же мы хотим извлечь из читаемой информации?

Для начала задайте себе 2 вопроса:

1. Насколько значим для меня читаемый материал?
2. Что я хочу запомнить?

Часто ответы на эти вопросы подскажут цель чтения.

Уровни извлекаемой информации при чтении

уровни чтения

Читая техническую книгу, важно определить для себя – какой уровень информации вас интересует.

Возможно, вам будет достаточно узнать главную мысль книги ее основную идею.

стратегия голубого океана

Те кто читал книгу Ким Чана и Рене Моборна «Стратегия голубого океана» — скорее всего, уяснили для себя в чем суть предлагаемой стратегии. «Создание ранее не существующего спроса на рынке, где отсутствуют конкуренты» – в этом суть этой стратегии.

Это и будет – первый уровень извлечения информации. Главная мысль, основная идея книги.

Вы в курсе этой идеи и можете при необходимости ее детализировать. Важно то, что при упоминании «стратегии голубого океана» вы имеет представление — о чем идет речь.

*****
На следующем, втором уровне – необходимо понять основные идеи главных разделов книги.

минцберг

Например, в книге Г. Минцберга «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» три основных раздела:

1. Критика программ МВА.
2. Кризис менеджмента (руководства) в настоящее время.
3. Что нужно изменить в системе образования.

Соответственно по каждому разделу ищем основные идеи. В чем суть критики, в чем кризис менеджмента и что предлагается изменить в образовании.

Цели достаточно конкретные, это облегчает поиск информации.

*****
Иногда этого бывает недостаточно и следует перейти к третьему уровню извлекаемой информации – основные идеи каждого подраздела внутри каждой главы.

Четвертый уровень – основные идеи большинства абзацев.

Пятый уровень – подробности каждого абзаца.

*****
Взгляните на эти уровни и скажите — какие уровни вы обычно проходите в вашем чтении нехудожественной литературы.

Как правило, достаточными являются – первые два.

Сколько же будет потрачено времени на извлечение информации пятого уровня, которое обычно тратится, если нет четко сформулированной цели.

Хотя нам часто необходимо умение просто узнать — о чем говорится в книге, какие затронуты темы и в чем заключаются основные идеи.

Попробуйте ставить цели в терминах – уровень информации.

*****
Не буду вас перегружать информацией. Попробуйте разобраться с этой. Эти подходы помогут в чтении книг по расширению предметных знаний, деловой литературы, книг по саморазвитию и многих многих других.

Учебное чтение

учебное чтение

Более сложным является учебное чтение, т.е. когда студенту необходимо проштудировать множество литературы, а часто и многое запомнить.

Поэтому следующую статью я решил посвятить студентам и учащимся, которым приходится много работать с учебной литературой.

Но перед тем как описать приемы работы, я задам несколько вопросов:

вопросы

1. Какие проблемы возникают у вас при работе с учебным материалом.

2. Попробуйте сформулировать принципы, которые вы применяете при чтении учебной литературы. Или по-другому — как вы читаете и запоминаете учебную информацию.

Жду ваших ответов!

Чем больше будет ваших ответов, тем больше конкретики будет в статье.

Надеюсь, что будущая статья поможет вашему обучению.

С уважением, Медведев Николай.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

Один комментарий к записи “Как читать нехудожественную литературу”

  1. […] предыдущей статье, я описывал уровни извлечения информации. Нужно […]

Оставить комментарий