CqQRcNeHAv

Как читать художественное произведение?

Я нисколько не сомневаюсь, что мои читатели это прекрасно знают. Но все же я предложу один из возможных вариантов изучения художественного произведения.

В качестве учебного материала, хочу предложить – классику, причем небольшого объема, чтобы каждый читатель смог быстро познакомиться с произведением.

горе от умаВыберем классику общепризнанную, например комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Достойное произведение, вот на нем и отработаем процедуру чтения художественной литературы.

Это займет время, но думаю, что это будет полезно. Поскольку «глотания» книг ради галочки или только удовольствия маловато, хотелось бы чтобы что-то оставалось еще.

 

 

 

 

*****

Итак, начнем.

1. Наши текущие знания о произведении.

Мы все изучали это произведение в школе, поэтому попробуйте вспомнить — о чем оно.
Чем оно запомнилось Вам лично?

Попробуйте сформулировать эти знания об этой комедии и зафиксируйте их на бумаге.

Будем помнить что «мысль, не изложенная на бумаге – мыслью не является». Поэтому кратко, но письменно, пожалуйста.

Даже если ничего не вспомнилось, не страшно. Будем двигаться последовательно и это произведение станет одним из Ваших любимых.

Продолжим.

2. Общие сведения о произведении:

Название: «Горе от ума».
Автор: Александр Сергеевич Грибоедов.
Время написания: 1822 -1824 гг.
Жанр: комедия в стихах.
Форма: пьеса в 4-х действиях.
Действующие лица: Фамусов, Софья Павловна, Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Лизанька и др.
Место действия: Москва.

Объем произведения: 112 стр в издании «Литературные памятники» (т.е. небольшое произведение).

Возможно, этих сведений будет достаточно для ЕГЭ, но мы пойдем чуть дальше.

*****

И первый шаг – «Первая ступень погружения» — фабульно — событийная.

Задача: понять сюжет и ничего не упустить.

Это будет сделать проще, если уложить события во временную схему – от начала до конца. А также отметить критические событийные точки, ведущие к кульминации и развязке.

Но не стоит пытаться слишком анализировать, ведь это все же художественное произведение, а оно должно нести человеку определенные эмоциональные переживания, будить воображение. Первое прочтение – это «стадия восторга» по определению В.Г. Белинского.

Поймите сначала произведение «сердцем», а уже затем будем учиться понимать его «умом».

После прочтения — попробуйте пересказать сюжет. Коротко самую суть.

Это будет первый уровень понимания, согласно 7-уровневой модели понимания в моей статье здесь.

*****

Следующие шаги рассмотрим в следующих статьях. Оставайтесь с нами, будет интересно.

А пока, напишите в комментариях – о Ваших первых результатах. Что удалось, какие вопросы возникли.

*****

PS: Сообщаю, что с этого месяца я подвожу итоги — Самый активный комментатор.

Самый активный комментатор апреля — Алексей. Он получает мою книгу "Как читать, чтобы понимать".

Алексей, поздравляю Вас!

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

11 комментариев к записи “Как читать художественное произведение?”

  1. Михаил В.:

    Пересказывать сюжет рекомендуете тоже письменно?

    • Николай Медведев:

      Михаил !

      Не обязательно, можно и вслух кому-то, кто не будет слишком критичным.

      Это одновременно покажет навык выражать мысли вслух.

      Важным здесь является — способность выразить словами прочитанное и Ваша первая интерпретация комедии. Этот вариант интерпретации в дальнейшем может измениться, как пример см. статью tehread.ru/individualnoe-prochtenie.html

  2. Анастасия:

    Подскажите, если нужно учить экзамен — билеты. Это тоже можно применять или нужно немного по-другому?

    • Николай Медведев:

      Анастасия !

      В своей серии статей я предложу технологию изучения художественного произведения, чтобы дойти до 7-го уровня понимания.

      Конечно для экзамена нет необходимости столь досконального изучения.

      Не знаю сегодняшних требований на экзамене. Но в любом случае будет полезным -прочесть с карандашом в руке и составить для себя краткий конспект: записать имена действующих лиц, ход событий, интересные фразы, в общем все что приходит в голову по мере чтения и вопросы, которые возникают по ходу чтения.

      Также почитайте несколько критических статей к произведению, это позволит расширить понимание.

      Посмотреть видеофильм по произведению тоже полезно, Интернет это позволяет.

      Прочтите также информацию об авторе и историческом периоде, когда создавалось произведение.

      Ну и в итоге сформулируйте собственное мнение о произведении.

      Правда делать все это нужно в процессе обучения, а не за несколько дней до экзамена, когда времени на все не хватает. Быстро все вспомнить перед экзаменом поможет грамотно и заранее подготовленный конспект, в который занесены все вышеуказанные моменты.

  3. […] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». […]

  4. […] Продолжаем тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]

  5. […] вот уже три статьи посвящены этому алгоритму. Как читать художественное произведение? Ошибки первого прочтения. «Как читать художественное […]

  6. […] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]

  7. […] Продолжим тему «Как читать художественное произведение». Начало здесь. […]

  8. […] В предыдущих статьях мы рассмотрели технологию чтениях художественной литературы. Начало здесь. […]

  9. […] Об этом алгоритме, — глубоком изучении произведения, — я писал в серии предыдущих статей на примере комедии Грибоедова «Горе от ума». Те читатели, которые осилили эти статьи, уверен, помнят и сюжет и детали и смыслы. Начало серии статей здесь. […]

Оставить комментарий