CqQRcNeHAv

Детали и контекст

У читателя Александра возник вопрос по предыдущей статье. Вопрос, касающийся организации работы с информацией.

«Вы пишете, что нужно грамотно организовать процесс работы с информацией. В чем это может выражаться?»

От деталей к контексту

Рассмотрим базовый принцип работы с информацией - от деталей к контексту.

Пример: если мышь видит лишь сыр, не замечая мышеловки, то результат плачевный. Но если, обратив внимание на сыр (детали), она отойдет и увидит картину в целом (контекст, т.е. мышеловку с сыром), то возможно результат для нее будет другим.

Другой пример: если что-то болит, то обращаем внимание на больной орган, но не видим в контексте всего организма. А ведь в организме все взаимосвязано.

Еще пример: в саду пожелтел цветок, вы начинаете принимать меры, не обращая внимания на окружение, т.е. на сад в целом, который запущен и болезнь цветка лишь проявление общей болезни сада (а именно плодородного слоя земли).

Меняя масштаб наблюдения, мы видим не только детали, но и картину в целом.
Поэтому ключевой момент в работе с информацией – попеременное обращение, то к деталям, то к контексту.

Или по другому — переход от дальнего плана к ближнему плану.

Может возникнуть вопрос — с чего начать: с деталей или с контекста ?

При острых ситуациях необходимо сначала решить проблему деталей, например, устранить боль, а уже затем выяснять причины в более широком контексте.

В других ситуациях, начинаем с общего – например, падают продажи (общее), затем начинаем вникать в детали, чтобы понять причины.

Но важен даже не порядок — с чего начать, а сама способность перехода от одного плана к другому.

При этом возможна проблема – релевантность (соответствие) порций информации на этапе деталей и контекста. Т.е. можно получить недостаток или наоборот избыток информации на одном из этапов. Но это дело опыта.

 

Подходы

Чтобы облегчить процесс обращения к деталям используются подходы: анализ и категоризация данных.

1. Анализ.

Не стоит реагировать слишком бурно на незначительные порции информации. Это вызывает не нужный ажиотаж. Тщательнее анализируйте ситуацию.

Например, старайтесь судить о вреде какой-то пищи не по одному исследованию или мнению участников популярной телепередачи, а лучше сделайте выводы из нескольких исследований и мнений.

Это позволит выявить несоответствие между выводами, кроме того всегда полезно выслушать и противоположный критический взгляд.

2. Категоризация.

Новую информацию следует отнести к какой-либо категории. Так проще искать базовую информацию. Например, эта информация относится категории Здоровья, другая – Бизнес и тд.

Принципов категоризации может быть множество: например, близость, простота, общность, окружение и тд.

Еще один способ категоризации и фильтрации – это формирование приоритетов. Что является самым важным. С него и начинаем анализировать.

Иногда выбирается слишком широкий контекст, тогда есть угроза утонуть в информации.

Есть и психологический момент: поиск новой и новой информации часто является способом отложить решения и является проявлением нерешительности. Может наступить «аналитический паралич».

3. Подходы к выбору контекста.

Безусловно, контекст позволяет взглянуть на картину в целом. Но он должен иметь границы. Определите границы своего поля зрения.

Старайтесь долго не фиксироваться на одном плане, иначе можно не заметить изменения вокруг, когда сосредоточившись на деталях, пропускаешь важные изменения.

Выбирайте правильный контекст.
Например можно сказать, что продали на 1 млрд, но при этом емкость рынка 10 млрд. Т.е. можно увидеть перспективы развития, а можно только огромную цифру, которая, в принципе, ни о чем не говорит.

Иногда полезно на время выйти из информационного потока (из проблемы), для размышлений и более широкого взгляда на происходящее.

Следует также разнообразить источники информации. Разные точки зрения, разные взгляды, мнения разных людей. В информационный век одному человеку, даже «гиганту мысли» невозможно разобраться во всем потоке информации. Поэтому принимать за последнюю инстанцию чье-то мнение не стоит.

Информационный поток велик. Источников множество. Можно оказаться информационно перенасыщенным или наоборот пренебречь частью информации, ориентируясь только на несколько источников. Это две крайности.

Если же обращаться, то к ближнему, то к дальнему плану, то можно лучше понять конкретную информацию. От деталей к контексту, меняя фокусное расстояние.

Пример

Рассмотрим на конкретном примере:

Есть мнение – микроволновки вредны для здоровья. Вопрос заинтересовал, т.е. появился интерес – проявлена любознательность. Не любопытство, поскольку вы знаете – зачем вам эта информация. Надеюсь, тема здоровья вам не безразлична.

Стоит ли вам менять свое отношение и исключить микроволновую печь из обихода ? Или все оставить как есть.

1. Обратимся к деталям.

Чье это мнение, на основании каких предположений, исследований оно получено, где исходный материал, послуживший для такого мнения.

Исходный материал несложно найти в Интернете, есть множество источников, не буду их перечислять, достаточно набрать в поисковике – вред от микроволновок.

2. Проведем анализ.

Какие предположения лежат в основе этого заключения. Какие проводились исследования. Кем проводились. Когда.

Вряд ли можно доверять исследованиям, проводимым заинтересованными организациями или торговыми компаниями.

Отсюда следует выделить категорию, к которой можно отнести данный вопрос. Видимо это область биофизики и биохимии. В этих областях и стоит поискать информацию и авторитетов.

Обратимся к надежным источникам, а не сайтам типа – «Все так просто» и тд. Хорошо бы знать и причины написания статей, иногда это могут быть конкуренты другой техники приготовления пищи.

Посмотрели, изучили. Сформировали свою промежуточную точку зрения.

3. Расширим контекст.

Выйдем из ограниченной зоны рассмотрения этого вопроса, а именно — влияния СВЧ- излучения. Микроволновые печи – как правило не вызывают сомнений в отношении СВЧ- излучения. Они обеспечивают безопасность. Вопрос не в этом, хотя именно об этой безопасности в основном и говорят.

Нас интересует более широкий контекст – влияние СВЧ на приготовляемые продукты.

Контекст расширился – возникли новые источники. Опять анализ – если необходимо расширяем контекст.

В результате – выработанное решение. Исключить или оставить все как есть до более новых данных.

*****

Примерно так от деталей- к контексту и следует анализировать информацию. И не стараться ограничиваться деталями из одного источника. Расширяя контекст, многое становится более прозрачным и понятным.

Да и решения следует принимать, учитывая не только детали, но и более расширенный контекст, особенно временной. Что будет дальше после того как я принял решение.

Часто бывает — вроде в деталях не ошибся, но ошибся, не учтя контекст и перспективу. И это сплошь и рядом.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

Оставить комментарий