CqQRcNeHAv

Что значит думать?

Добрый день, уважаемые читатели !

Продолжим тему «Мышление».

В общем-то человек редко думает. Наличие мыслей в голове – это еще не способность думать, — это лишь извлечение из памяти ассоциативных образов. Эти образы вызываются автоматически под влиянием различных ситуаций. А вот почему возникают те или иные мысли судить сложно, какие там в мозгу установились ассоциативные связи — понять сложно.

Как развить способность мыслить ? 

Именно это для нас важно понять.

У нас есть две ноги, чтобы ходить. И есть мозг- чтобы думать.

Научить ходить могут все, что и делают родители – учат детей ходить. Но вот чему большинство родителей, к сожалению, не может научить – научить думать. И перекладывают это на плечи школы.

А что же дает школа -«абсолютные истины». Мы эти истины заучиваем и они становятся нашими ориентирами, не предполагающими никакой критики. Даже если эта истина сталкивается с реальностью ей противоречащей, редко у кого возникает желание «пошевелить мозгами». Наш мозг двигается по установленной этой «истиной» колее и ни шага вправо-влево.

Примерно так формируется мышление у школьных «зубрил», у них не возникает вопроса – что и почему, есть лишь одно – вызубрить и ответить. А способность к собственному суждению так и не вырабатывается. «Искалеченный ум» и больше ничего.

Простой пример: истина — «дважды два равно четыре». Но две капли воды и еще две капли воды – могут дать всего одну каплю, а могут и десять.

Рассуждения – это одно из качеств мышления, извлечение из памяти знакомого ответа – это не есть мышление.

Как же научить думать ?

В первую очередь не путем развития памяти и запоминания массы информации, а путем самостоятельного решения задач, и не только школьных, но и ежедневных, возникающих в нашей жизни. И чем сложнее, тем лучше для мышления.

В основе умения мыслить лежит — умение ставить вопросы.

Обучение же построено по принципу – когда даются готовые ответы. Но поскольку вопросы человеком еще не поставлены, он их не прочувствовал, то и особого интереса получать эти ответы у него не возникает.

Отсюда — неусвоенные знания, отсюда «дистрофия» мышления, т.е. привыкание к тому что все тебе разжуют и подадут на блюдечке.

Если возникает задача – ум, воспитанный в штампах, начинает искать ответ в шаблонах, т.е. «типовое решение». Если это решение не подходит, ум либо удовлетворяется шаблоном,  либо впадает в панику – что же делать. А делать надо просто – искать решение, т.е. подумать.

Поэтому учить думать надо начинать с того, чтобы возникающие проблемы не ставили человека в шоковое паническое состояние, а заставляли искать решение, т.е. мыслить самостоятельно. Не искать в памяти готовый вариант, которого там может и не оказаться. В памяти лишь «абсолютные истины», но жизнь сплошь и рядом состоит из противоречий.

Ваше мнение не совпало с мнением другого человека – это уже противоречие. Культура мышления предполагает способность порассуждать, взвесить все «за» и против», а не сорваться в раздражение и истерику.

*****
Задача думающего человека – правильно ставить вопросы и творчески искать ответы.

Это пожалуй самое главное.

Сначала я хотел дать читателям алгоритмы мышления, позволяющие находить нужные решения. Но алгоритмы алгоритмами (это чуть позже), а человек должен понимать, что алгоритмам предшествует постановка вопроса. Что собственно решаем ?

Учиться задавать вопросы, чтобы стать думающим – намного важнее, чем знать «абсолютные истины» или алгоритмы.

Вопросы побуждают к поиску ответов. Если нет вопросов – жизнь скучна. «Он уже все понял, и у него нет вопросов», — надеюсь это не о вас.

Поэтому жду ваших вопросов, будем вместе размышлять, учиться думать и искать ответы. Пишите в комментариях.

*****

И напомню мою просьбу, я начал активно продвигать блог в поисковиках, требуется активность моих читателей в части комментариев.
А если статья понравилась, нажмите пожалуйста, на социальные кнопки.

Спасибо !

С уважением, Медведев Николай.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

6 комментариев к записи “Что значит думать?”

  1. […] вопросов по предыдущей статье я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, […]

  2. Константин:

    Эта статья как раз самая интересная и важная во всей теме «Мышление», но не всегда хватает времени на комментарий.

    Давайте начнем с начала. У нас есть проблема, требующая решения и мы задаемся вопросом — «Как же ее решить?» Возьмем мой любимый жизненный пример, касающийся за редким исключением, абсолютно каждого человека, потому что нет людей, которые бы это не сделали хотя бы раз в жизни.   Это водители, проскакивающие на желтый, красный свет и пешеходы, перебегающие перед идущим транспортом.

    Вспоминая свое состояние в эти моменты, констатирую, что и в том и другом случае появляется непреодолимое эмоциональное желание успеть проскочить или успеть перебежать. Итак, желание есть. Чтобы решить проблему, мы должны задать себе правильный вопрос. Ведь при все обыденности этого явления не стоит забывать, что ошибка всего в одну секунду может привести человека к большой материальной потере, потере здоровья, свободы или жизни.  Какой же это будет вопрос — успею или не успею? Или — для чего я это делаю? Что мне это даст и что я могу потерять при этом? Но состояние человека при этом таково, что он видит только ограниченный ситуативный смысл и совершенно не видит большего и самого важного — как это может отразиться на его жизни в случае ошибочного решения. Ведь даже правильный, на наш взгляд, вопрос не гарантирует правильного решения с нашей стороны.

    Так какие же вопросы нужно задавать себе в разных ситуациях? И, может быть, они должны быть из разных «плоскостей»? Для одних задач, возможно, можно ограничиться только ситуативными вопросами, а для других, особенно тех, которые связаны с опасными последствиями, может быть нужно задавать и более глобальные вопросы? Или всегда задавать себе разные вопросы?

     

     

     

    • Николай Медведев:

      Спасибо Константин за комментарий!

      Как я уже упоминал в одной из статей — наши действия на 90 % автоматические. Мы не думаем, а делаем по инерции: раньше так делали (память) или попали в толпу, где все так делают. Например, часто водитель или пешеход продолжает движение, поскольку попал в поток, где это делают другие водители или пешеходы. Ну и он делает то же самое — по закону толпы.

      Задать себе вопрос в критической ситуации — это сложно, не хватает секунд и вряд ли кто это делает (посмотрите мою книгу «Нестандартная самооборона» в бесплатных пособиях, там об этом есть немного информации).

      Научиться задавать вопросы хотя бы в обычных случаях — это уже прогресс. Прав Гурджиев — мы спим, и не осознаем себя.

      Для Вашего случая, я бы ответил так: поведение в критически важных ситуациях необходимо формировать до этих ситуаций. Т.е набор правил — как я себя веду на светофоре, при переходе и тд. Эти принципы закладываются в память, а уже затем они автоматически определят ваши действия. Поскольку всегда думать и задавать вопросы — вряд ли удастся.

       

  3. Лиля:

    а я вот задаю простой вопрос «почему?»\"отчего?"\"зачем"?.я ищу причинно следственные связи.

    мне вот кажеца,что в опасной ситуации набор правил может как раз и не сработать,тк рискуем жизнью мы не часто,значит ситуация исключительная,поэтому решение принимаеца свежевыдуманное.Здесь бы помогло умение выделять нужное и совладать с собой

    • Николай Медведев:

      Все верно Лиля. Учиться думать в критических ситуациях не стоит. Лучше не доводить до критических ситуаций, думая заранее.

      Умение совладать собой, личный опыт поведения в тренировочных ситуациях, имитирующих критические и много другое что нужно уметь.

      Но я в статье писал об обычных ситуациях.

      Что касается критических ситуаций, то некоторые моменты поведения в критических ситуациях приведены в моей книге «Нестандартная самооборона» Возможно будет интересно, вот ссылка

      tehread.ru/nestandartnaya-samooborona.html

  4. Что значит — думать?

    Никакая энциклопедия , на этот вопрос ответа не дает.Приводятся только синонимы и раслывчатые формулировки.А школа!! Вспомните учительское- ну думай, вспоминай...А ведь это не одно и то же, иногда помогает , иногда нет.Помнить важно конечно, из того , что помнишь, важнее то, что добыто собственным опытом, остальное ведь приходится принимать на веру...смотреть на мнения прочих, иногда противоречивые.И тут , если не возникнет когнитивный диссоннанс или ступор, приходится включать сопоставление, т.С вводить весовые коэффициенты — кто то уже в похожей ситуации был прав, кто-то нет.Чей-то образ жизни похож на ваш или наоборот.Сопоставление приводит в анализу, результатом которого должен стать вывод-ответ.Не всегда однозначный, иногда парадоксальный.Так или иначе все вечные вопросы прийдется пропустить через себя, решив по пути массу жизненно важных и более простых.Ассоциации- вещь сложная , но без них не обойтись- чем тебе интереснее мир, тем больше связанной между собой информации структурируется , хорошо укладывается по полочкам.И если в нужной тебе ячейке ничего не окажется, то может быть небесполезными окажутся соседние, исследовав которые, можно пол аналогии , воссоздать искомое.А искомое базируется на жизненных ценностях , почерпнытых из кних,СМИ и социума, разнообразных мифов- так не принято, а так можно.То- внезаконно, а это чтобы уважали — делать приято именно так.К методикам поиска имеет отношение внимае, собранность, концентация, позитивизм, религии, а также степень уверенности.Способность делиться опытом и знаниями приведет к тебе людей , способных сделать то же самое и для тетя.Способность к контактам, порождает не только согласованность, но и дискусси , где оценивая доводы и аргументы сторон, находят если не безусловное, то взхаимоприемлимое решение

Оставить комментарий