CqQRcNeHAv

Что запоминать из прочитанного (деловая литература) ?

Интересный вопрос, не правда ли ? Предлагаю немного подумать самостоятельно, а затем уже перейти к моей версии.

Ясно, что запоминать все подряд не имеет смысла. Это не стихи. Необходимо запомнить некий базис (от греческого –основа).

Что же может входить в этот базис ?
1. Автор, название, год издания.
2. Основные термины.
3. Идеи и принципы.
4. Законы и правила.
5. Факты и примеры.

Все нижеизложенное больше  относится к деловой литературе (бизнес книгам).

Какой объем этих базисных знаний ? 

Если прочитанное носит для вас лишь познавательный характер, то достаточно будет лишь общего представления в пределах указанных 5-х разделов. В любой момент вы сможете воспользоваться  этой прочитанной книгой или справочными данными из других источников.

Если же изученный материал напрямую относится к вашей работе, то объем запоминаемого должен быть выше. Действительно, если приходится решать текущие задачи, то важно чтобы информация была в голове. Ведь не всегда удается вновь прибегнуть к книге или компьютеру, когда требуется решить неотложный вопрос.
Пройдем по пунктам.

Автор, название, год издания

Любой, уважающий себя специалист не может сказать- «читал в какой-то книге». Это не профессионально.

Поэтому автор, название -  обязательный минимум. Конкретный автор может служить как подкрепляющим фактором, так и наоборот. Особенно для людей, ориентирующихся в теме. Поэтому при обосновании и доказательстве своих предложений и мнений лучше ссылать на авторитетные имена, чтобы уже изначально не сформировать скептического отношения.
Это обстоятельство заставляет более тщательно отбирать авторов, знакомиться с их историей и достижениями.

Год издания книги не всегда совпадает с годом его написания. Особенно это относится к переводным изданиям. Год не так важен для фундаментальных знаний, но если вопрос касается технологических современных отраслей, то  разница между датой написания и публикацией имеет значение . Обращайте на это внимание.

Основные термины

Ключевые слова, приведенные в книге в целом, это не то же самое, что ключевые слова абзаца или предложения.
Важно разговаривать с автором на одном языке, понимая, что он вкладывает в приводимые термины. Для этого необходимо разобраться – какие еще значения есть у этого термина, как трактуют их другие и как автор.

Обычно прочтя книгу можно выделить около 5 -10 ключевых слов, по которым можно определить о чем шла речь в книге.

Есть конечно стандартный набор, который можно отнести к нескольким книгам. Например – слово мотивация. В этой книге говорится про мотивацию, в той и еще в другой. Вроде слово выделили, но от этого книги стали похожими друг на друга. Хотя наверняка разные авторы что-то еще пытались внести от себя.

Попробуйте выяснять эти уникальные авторские наработки, выделяя в них те ключевые термины и слова, которыми они отличаются от книг подобной тематики.

Идеи и принципы

Что следует особо запомнить, так это те идеи, которые приведены в книге, то что является выделяющимся и наиболее существенным в тексте.

Не всегда можно уловить все идеи автора. Обычно видимым оказываются те из них, на которые настроено в данном временном моменте ваше сознание. Или по другому – цель, с которой вы читаете книгу и ищете решение какой-то проблемы.

При следующем прочтении, когда вы обращаетесь к книге с другой проблемой, вы заметите, что там присутствуют и другие идеи для ваших новых целей. Это не значит, что вы что-то пропустили, просто мозг был настроен на другое.

Чтобы была такая возможность (при необходимости вновь обратиться к этой книге), — желательно знать, что там есть ответы и на другие потенциально интересующие вас вопросы.
Для этого нужно обратиться к созданию карты памяти, но не по типу Mind Map, а по типу структурирования информации в визуальном виде (об этом как-нибудь в следующий раз).

Законы и правила

Это уже знания, почерпнутые из книги и имеющие практическую направленность. Их можно брать и применять.

Выделив для себя эти правила, желательно сразу же попробовать применить их в вашей повседневной практике. Сделать это не сложно, но как правило этот этап откладывается и откладывается пока информация не забудется.

Факты и примеры

Часто бывает необходимо подкреплять свою аргументацию в чем-либо приводя факты и примеры.
Думаю, вам знакома логическая цепочка убеждения «Тезис- аргументы- иллюстрации-выводы».
Красочные примеры, усилят вашу позицию в отстаивании идей.  А брать эти примеры и факты можно из прочитанных книг. Важно лишь запомнить их. Но теперь когда вы знаете – зачем их запоминать, то сделать это будет несложно. Запоминается всегда лучше то, что может быть востребовано.

Вот примерный минимальный набор того, что стоит запомнить из прочитанной книги.
Этот алгоритм поможет  не утонуть в постоянно извлекаемом из книги потоке информации, хоть как-то структурирует информацию и помогает уложить ее в некие ячейки.

Алгоритм также позволит извлекать из памяти нужную информацию, и  сделать это станет проще, так как знаешь в какой ячейке она хранится и для каких целей.

*****
Если появились вопросы, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Поделиться в соц. сетях

0

Вы можете оставить комментарий, или разместить ссылку на эту статью на Вашем сайте.

2 комментария к записи “Что запоминать из прочитанного (деловая литература) ?”

  1. Светлана:

    Спасибо. Ваши рекомендации  тезисны и помогают «устаканиться» мыслям в моём мозгу

  2. Николай Медведев:

    И Вам спасибо, Светлана !

     

Оставить комментарий